Тая пришла ко мне летом этого года. Сказала: «Привет. Мне нужен ментор. Ты готова поделиться опытом?» Я порадовалась, что есть у наших стартаперов активно-разумный подход и согласилась. Времени было свободного в графике мало, но Тая постоянно звонила и писала. В итоге мы встретились. Она рассказала, что у них и как происходит. Я — что на российском рынке стоит или нет с этим проектом делать, какие есть перспективы и о своем опыте создания подобного же. Тая все методично записала, запомнила. Потом она уехала в Долину. Я попросила ее написать, как идут дела и почему идут именно так. Коротко и емко от Таи про ее стартап.
Yelp.com по-русски? Нет, tulp.ru!
Осенью 2010 года я приехала в Долину, быстро нашла квартиру и огляделась по сторонам. Меня интересовали сообщества и люди, готовые инвестировать в активно развивающийся российский стартап. Мне было что предложить и чем заинтересовать. Мой проект tulp.ru – российский аналог yelp.com, социальная сеть, онлайн-библиотека отзывов, копилка народного опыта и путеводитель по компаниям и заведениям страны – рос быстрее намеченного…
То есть, конечно, все было не так просто поначалу. Первая инкарнация tulp.ru была запущена еще в начале 2010 года. Тогда сайт представлял собой в некотором роде копию функционала yelp.com с сильной поправкой на женскую аудиторию. Первый tulp.ru страдал непрозрачностью навигации и отсутствием внятной структуры, а команда просто физически не могла справиться с полчищами багов. Неудивительно, что его посещаемость намертво застряла на 200-300 уников в сутки, а представители бизнесов никак не могли взять в толк, чем им мог бы пригодиться такой сайт.
Tulp.ru 1.0 умер. Да здравствует tulp.ru 2.0. Уже к июлю на сайте свершилась маленькая системная революция. Опыт yelp.com был значительно переосмыслен и пересажен на российскую почву – с учетом менталитета, экономических, социальных и культурных особенностей пользователей Рунета. Русское яблочко все дальше покатилось от американской яблони. tulp.ru была переориентирован: теперь женщины в его целевой аудитории составили лишь 60%. Geek-амбиции были принесены в жертву простоте и удобству. Изучив ключевые тенденции Рунета, команда tulp.ru сделала ставку на «чайников», которыми этот самый Рунет и прирастает гигантскими темпами.
Команда разработчиков была заменена полностью. К работе подключились дизайнеры и специалисты по UI. Разумеется, первое, что было сделано, — это возможность размещать отзывы и пополнять каталог заведений. Поэтому пока прописывался новый функционал, tulp.ru активно прирастал отзывами. Тут тоже пригодился опыт yelp.com. Часть этой работы взяла на себя армия репортеров-фрилансеров со всей России. Сразу обнаружился позитивный момент: начав размещать отзывы за деньги (весьма небольшие – всего 30-50 центов за отзыв), многие из них стали фанатами и энтузиастами tulp.ru, а заодно и первыми тестерами, и первыми членами сообщества. С момента запуска tulp.ru 2.0. в июле 2010 года на сайте было размещено более 14000 отзывов.
Тем временем был реализован базовый функционал для представителей бизнесов, что позволило уже сейчас выйти к бизнес-сообществу с первыми предложениями. Именно малый и средний бизнес, согласно концепции tulp.ru, должны стать основным источником дохода. По данным Минэкономразвития, сегодня официально зарегистрировано порядка 5,5 млн малых предприятий. Далеко не все из них готовы тратить большие деньги на рекламу. А вот tulp.ru мог бы стать для них вполне релевантным и весьма недорогим каналом связи с потребителем, а для многих и бесплатной школой Интернет-маркетинга. Предполагается, что ежемесячный чек для каждого бизнес-пользователя составит от 50 до 200 долларов в зависимости от города.
Первые услуги для бизнес-пользователей tulp.ru уже начал продавать. Например, возможность участвовать в акции «Сделка недели». Это аналог «групонов»: на сайте размещается предложение в сжатые сроки купить товар или услугу со значительной скидкой или скидку на ассортимент. Представитель бизнеса платит tulp.ru за проведение этой акции – и в то же время, в отличие от группона, получает все средства, вырученные от продажи «групонов», а также получает паблисити.
Одним из вызовов при реализации плана станет привлечение малого бизнеса на tulp.ru. Сложность заключается в том, что большинство бизнесменов в России, особенно в регионах, просто не знают, как устроен Интернет, какие возможности дает и как ими воспользоваться. Поэтому одним из инструментов продвижения tulp.ru в этой среде станет проведение бесплатных семинаров, обучающих азам Интернет-маркетинга. Первый семинар уже состоялся в Омске и собрал дюжину бизнесменов – неплохо для первого раза.
На сегодняшний день tulp.ru посещает около 5000 уникальных пользователей в сутки, количество просмотров страниц растет на 16% в неделю, за первую же неделю после запуска функционала для бизнес-пользователей на сервисы tulp.ru подписались представители 35 бизнесов, из которых 4 разместили купоны на скидки, а 2 приняли участие в «Сделке недели». Tulp.ru готов начать активные продажи.
Добиться этих результатов помогли инвестиции ангел-инвестров Валерия Кривенко, директора по высоким технологиям «Онексим» и Алексея Ковша, первого вице-президента «Оптоган».
Сегодня я приехала в Долину, чтобы найти дополнительный капитал и smart-инвесторов, готовых участвовать в проекте не только финансами, но и опытом. 16 ноября я рассказала о результатах и планах tulp.ru на Startups Demo Night : «The Russians are Here!» для 150 участников мероприятия. Мне было сказано что это был один из наиболее интересных докладов в тот вечер.
Мы способны оседлать тренд. В 2010 году потребительская активность и рост армии Интернет-пользователей пошли резко вверх. Кризисное затишье обернулось стремлением реализовать отложенный спрос, люди тратят отложенные деньги. А провайдеры наконец-то предложили регионам безлимитный Интернет по адекватным ценам – и вы можете видеть, как аудитория Рунета растет. Российские пользователи ждут такой ресурс как tulp.ru, и он готов.
Следите за развитием событий!