Илья Иссович Массух, заместитель министра связи и информации, пригласил меня после дебатов на РИФе, выступить на Совете по региональной информатизации 19 апреля. Там была абсолютно не целевая для меня аудитория – вице-губернаторы и начальники департаментов, отвечающих за развитие электронного правительства. Я говорила:
— о том, как сократить издержки и увеличить количество разработок в сфере электронного правительства и привлечь большое количество аудитории.
Начнем с того, что с точки зрения маркетинга, площади технопарков, которые есть в разных городах, можно было бы отдать под конкурсы и проекты по сервисам электронного правительства. Это было бы хорошо со всех точек зрения. Сформировалась бы экспертное сообщество разработчиков в данной сфере.
— о том, что я против монополии Ростелекома и вообще одного игрока на рынке, потому что я считаю, что чем больше вовлекается бизнес, то тем больше вовлекается общество. Я не имею в виду сложную инфраструктуру, которую должно создавать государство, и лезть туда не имеет никакого смысла. Я говорю именно о взаимодействии общества и власти.
Когда я говорила о сокращении издержек, я выглядела, как человек с Луны. Основная потребность органов власти не в сокращении издержек, а в том, чтобы были выработаны единые стандарты, не меняя правила игры, и чтобы никто не был снят со своих мест, потому что что-то не так сделали. Я считаю, что вся эта тема про конкурсы,
Apps for DC, то, что мы проводим –
«Кодируй для России» – развитие среди разработчиков – это, конечно, очень важное направление в сфере электронного правительства, но не основное. Но и без этого ничего работать не будет. У некоторых госслужащих, с которыми я общаюсь в сфере связи, есть такая точка зрения: они говорят, что надо сначала сделать что-то, например, систему межведомственного взаимодействия, так называемая система одного окна, а потом уже делать маркетинг. Но это все не так. Я считаю, что надо ориентироваться на такие практики,
как в Великобритании. Там государство не само решило и предложило людям какие-то госуслуги, там люди сказали, какие им услуги в первую очередь нужны. И государство стало думать не только на основании опросов, но и реально существующих практик. Ведь основная задача – не усложнить и удвоить, а сократить и облегчить.