Продолжая тему электронного правительства, захотелось обсудить еще и регионы.
В России реализация электронного правительства частична: есть Татарстан – регион, который называют российским Сингапуром, и есть Башкирия. И в каждом отдельном регионе несчастные местные руководители IT-департаментов вынуждены создавать что-то свое, постоянно дублируя друг друга.
Да, у нас несколько систем электронного документооборота. Да, у нас в стране нет стандартов реализации: регион что-то сделает, а потом ему спускают сверху новые правила игры.
Часто приходится сталкиваться с тем, что региону ставят задачу сделать, но забывают объяснить, где эти деньги найти. При этом все регионы жалуются, что Ростелеком, единственный исполнитель программ ФЦП Электронная Россия, просит непомерных денег за свои программы.
При этом у нас есть программы не за миллионы, которые работают. Но минус в том, что такие практики нигде не собраны. Мы проводили несколько форумов, где регионам рассказывали, как и что происходит у их соседей и что не надо двойных трат, если уже есть рядом то, что работает.
Но К процессу уже подключилось общество: запускаются конкурсы разработчиков, которые могут сделать оптимизацию сервисов или сами сервисы, которые народу необходимы.
ведь при таких тратах можно сделать намного больше. При этом по сравнению с другими программами ФЦП Электронная Россия – одна из самых маленьких. Прокуратура проверяет Ростелеком, Минсвязь говорит, что делает максимально возможное, идет передел зон влияния, а самая главная цель – не увеличивать, а сокращать издержки – не реализована.
И вот почему при электронном документообороте сначала бумага приходит к секретарю, которая ее распечатывает, ставит входящий номер, потом идет подписывать у госслужащего, потом вводит данные в систему. То есть, работы не убавилось, а она удвоилась.
Для того чтобы выйти из этой ситуации, надо, чтобы центром развития ЭП стали регионы. И логичнее делать мобильное правительство. Ведь растет число пользователей мобильного Интернета, активно создаются приложения для мобильных: в этой системе есть обратная связь, и наладить платежи со счета мобильного оператора за госуслуги можно, и геолокацию подключить, и удешевить все процессы.
Вопрос в качестве связи, над которым необходимо работать.
Для дальнейшего развития мобильного правительства необходимо опросить граждан, потребности различаются по регионам: постановка на учет транспортного средства, штрафы, паспорт в Кемерово, регистрация компаний в Татарстане, где-то запись к врачу и т.д.
Чтобы провести опрос и узнать потребности граждан можно использовать терминалы по оплате счетов мобильных телефонов. Это охват от 10 миллионов сразу.
Есть экономическая логика для бизнеса. Надо не говорить, а сделать электронные счета-фактуры, возможность регистрации компании за несколько минут. Благо, электронная налоговая у нас есть.
Есть логика сокращения затрат путем привлечения независимых разработчиков через конкурсы, программы.
В России должно быть одно лицо и одно министерство, которое является ответственным за эту программу: IT-царь (опыт США) и Министерство IT. Я считаю, что Россия – страна как раз талантливых айтишников. Это и есть наш массовый инновационный ресурс.
Вполне вменяемое предложение сделать отдельное министерство для одной из самых динамично развивающихся отраслей. И уж особенно, если мы говорим о переходе к интеллектуальной экономике. Так давай уже переходить, а не вести длинные беседы.
Подводя итоги, выделю особенности работы системы Электронного правительства для общества:
— Создание общей базы данных по всем гражданам.
— Доступ к информации жителей отдаленных территорий.
— Возможность общества влиять на перераспределение бюджетов региона на жизненно важные вопросы
— Внедрение систем электронного мониторинга коррупции по принципу индийского I pade a bribe
— Диалог власти и общества: нас представляют, возможность оперативно сообщать о проблемах-вопросах и получать обратную реакцию.
Для бизнеса:
— Создание системы электронных счетов-фактур.
— Быстрая и удобная регистрация компаний.
— Электронная налоговая.
— Система электронной подписи – ЭЦП: не требуется быть на месте, чтобы подписать документ, и он будет признан не ничтожным.
— Развитие IT – компаний и ориентированность технологий на развитие внутреннего рынка — увеличение емкости внутреннего рынка.
— Cтимул для развития малого бизнеса и рост его не в сфере торговли, а в сфере технологий.
Очень бы хотелось услышать Ваше мнение по данному вопросу. Есть идеи – предлагайте!