Как выясняется, женщины чаще всего просто не ищут денег под свои проекты.

Когда Алекса фон Тобель начала искать деньги для своего проекта и столкнулась с банальной нехваткой инструментов для этого, она взяла академический отпуск в Гарвардском университете, чтобы осуществить свою мечту — помочь женщинам контролировать собственное финансовое положение.

«Я начинала в 2008 году, и мне потребовалось огромное количество времени, чтобы убедить потенциальных инвесторов в жизнеспособности проекта, – делится фон Тобель, – к тому же, мои поиски совпали по времени с началом финансового кризиса. И хотя, в конечном счете, нам все же удалось раздобыть средства, было очень неприятно слышать что-то в духе: «Возвращайтесь, когда у вас будет какой-то прогресс».

В итоге Алекса фон Тобель основала LearnVest, стартап, цель которого — научить женщин заботиться о персональных финансах. В 2009 году ей удалось получить 1,1 млн $ посевных инвестиций от бизнес-ангелов, затем в июле 2011 в первом раунде инвестиций в проект были вложены еще 4,5 млн $ и, наконец, во втором раунде финальные 19 млн $ фон Тобель получила от Accel Partners — известной венчурной компании, которая инвестировала в том числе и в Facebook.

Но случай с фон Тобель — это, скорее, аномалия, даже для американского рынка, считает Лиза Митчелл, вице-президент Фонда Кауффмана по развитию предпринимательства. В попытке разрушить предубеждения самих женщин в собственной непривлекательности для венчурных инвесторов были созданы такие организации, как Women 2.0, SpringBoard Enterprises, Astia и Golden Seeds. Однако в одночасье повлиять на ситуацию не удается. Согласно данным исследовательского центра университета Нью-Хемпшира, процент женщин-стартаперов, ищущих инвестиции, за минувшее десятилетие увеличился до 20 %, по сравнению с 12,6 % в 2000 году. Количество же тех из них, кто получил необходимое финансирование, достигло в 2010 году 13 % (для сравнения, в 2008 году — 9,5 %).

Женское предпринимательство само по себе уже давно не ново, однако получить инвестиции под свои проекты до сих пор удается лишь единицам, таким как Катерина Фейк (основательница Flickr) или Аманда Стейнберг (DailyWorth). Согласно Dow Jones VentureSource, среди всех американских компаний, проинвестированных в одном из раундов, в управлении всего 10 % так или иначе участвуют женщины и лишь в 7 % из них женщина выполняет функции генерального директора.

По словам Синди Паднос, управляющего директора Illuminate Ventures, сегодня женщины вносят существенный вклад в стартап-индустрию, однако их проекты чаще всего не рассчитаны на быстрый рост и потому не окупаются в краткосрочной перспективе. А ведь именно это, в первую очередь, и интересно венчурному инвестору.

 

Почему женщины сдаются?

 

«Традиционно считалось, что мир венчурных инвестиций — это закрытый мужской клуб», – отмечает Марк Хисен, глава Национальной Ассоциации венчурного капитала (США). Однако на то есть и объективные причины, которые венчурный капиталист Сью Шигель из Mohr Davidow называет «законом цифр». В 2010 году насчитывалось 265 400 бизнес-ангелов, которые проинвестировали 61 900 проектов в США на сумму 20,1 млрд $. Бизнес-ангелов-женщин было около 13 %, в то время как женщин-предпринимателей — 21 % (здесь учитываются только те, кто искал финансирование).

По словам Шигель, сегодня, действительно, инвестиции активно ищут, в основном, мужчины. «Женщины отлично проявляют себя в общении один-на-один, и мы часто видим, что если женщина не находит себе достойного партнера по бизнесу, которому можно доверять, она страшится самостоятельных поисков инвестиций. И именно поэтому те, кто все же отваживаются на подобный эксперимент, отправляются сначала к ангелам, и уж потом к венчурным инвесторам». Кроме того, как отмечает Шигель, еще любопытнее, что половина женщин-предпринимателей вообще не ищет инвестиций на стороне.

Другая же проблема кроется в самих инвесторах, которые, как и банкиры, привыкли инвестировать в то, что они хорошо знают и что кажется им понятным. Эми Миллман, со-основатель и президент SpringBoard Enterprises (Вашингтон) помогла 445 компаниям, которыми руководят женщины, получить 5,5 млрд $ от частных инвесторов за последние 11 лет. Она как никто знает, с какими проблема сталкиваются женщины на презентациях своих проектов. «Зачастую женщины просто не могут убедить инвестора вложиться в их проект, да и вообще часто они даже боятся использовать слово «инвестор», – подчеркивает Шигель.

Наталия Цфат, основательница нью-йоркского развлекательного блога Poison Ivy, уверена, что существует такая проблема, как нехватка сетей, через которые можно найти инвестора. Когда она начинала свой проект в 2009 году, ей просто негде было искать инвестора, поэтому все приходилось делать самой — начиная от дизайна сайта (дизайнера, который помог ей с логотипом, она нашла в столовой здания, где тогда работала) и заканчивая его продвижением. «Мне и представить было сложно, что я прихожу к какому-нибудь магнату и пытаюсь объяснить ему, что собой представляет мой блог о fashion, еде и развлечениях», – говорит она. И хотя сегодня ежемесячно у блога около 50 000 читателей, по бизнес-меркам, Poison Ivy — проект с небольшой аудиторией.

Недавно аналитики подсчитали, какой совокупный вклад вносят женщины в экономику США, и пришли к выводу: если бы женщины начинали со стартовым капиталом, которым сейчас располагают мужчины, то в течение последующих пяти лет благодаря им было бы создано до 5 млн новых рабочих мест (из них 2 млн — только в первый год). Поэтому главное сейчас, убеждена Лиза Митчелл — обеспечить женщинам необходимую поддержку в их начинаниях.

 

Джессика Назири (CNBC)

Поделиться статьей: