Не так давно мне пришло письмо от Павла Сысоева (Новосибирск) с описанием его идеи «Цивилизация 4000». Решила опубликовать с согласия Паши в блоге. По-моему очень интересное мнение.
Павел Сысоев — предприниматель (маркетинговые стратегии, Интернет-технологии, бизнес-консалтинг), развивает инновационные услуги в Интернет-сфере
В наши дни наша цивилизация переживает кризис почти по всем параметрам.
- Ключевые знания меняются так быстро, что людям постоянно надо учиться новому, а социальные институты к этому совершенно не готовы. Дети перестали слушать всех: родителей, учителей, старших. Но ведь именно нашим детям решать, что оставить в прошлом, а что забрать с собой в будущее. Однако сейчас за детьми поспевает только Голливуд и маркетологи. Быть может, люди заберут с собой в будущее только стул, компьютер, глянцевые журналы и пачку DVD?
- Государственный аппарат, чиновничество (где бы оно ни было) в силу своей концепции не может эффективно решать современные проблемы. В результате они вынуждены все больше имитировать решение проблем и заниматься «проеданием» бюджета усиливая недоверие общества, что подталкивает к анархии и революциям. Решение современных проблем общественного развития все больше переходит на плечи самого общества, которое не готово к созданию необходимых общественных институтов.
- Появились принципиально новые возможности взаимодействия в обществе (социальные системы, скайп, форумы), которые создают новые структуры, организованные принципиально по-другому. Соответственно, старые общественные (тем более государственные) институты пока не готовы работать «по-новому». Пока что люди «рефлекторно» регистрируются «в скайпах» и блогах.
- Накоплено множество принципиально новых базовых технологий и возможностей, которые не то чтобы не применены, даже не осмыслены толком. В то же время скрытая безработица «севера» превышает мыслимые пределы. А на «юге» бесконечное «прозябание в нищите», конфликты и войны.
- На уровне высшего управления, наша цивилизация несет в себе социальные и общественные институты не то, что выработанные «до цифрового мира», а выработанные несколько веков (а может быть и тысячелетий?) назад.
- Масштабы использования ресурсов планеты постоянно растут. Не далеко то время, когда нефть, газ (а может быть и лес?) могут стать дефицитом. Уже сейчас говорят о будущих войнах за пресную воду. Таким образом, человечество обрело ранее невиданную мощь, в то время как поведенческие модели высших эшелонов власти мирового сообщества никак не выберутся из тех времен, когда такая мощь считалась «фантастикой». Соответственно, системы управления не готовы к такой мощи. А мощь без качественного управления неминуемо несет мощное разрушение, которое приводит к откату назад, к потере этой мощи.
Давайте представим себе такую ситуацию. Мы на новой земле. Есть несколько миллионов человек. Нам надо как-то жить. Нужно что-то делать. Никакой конкретной задачи нет. Но мы обладаем исторической памятью. Мы можем не совершать ошибок прошлого и с нуля, насколько это возможно при нашей исторической памяти, переосмыслить и создать новую цивилизацию. Вот такая фантастическая задача.
Знаем ли мы как это сделать? Обладаем ли мы должными целостными знаниями, чтобы создать цивилизацию? Как вообще создается цивилизация? Может быть, мы в процессе наших размышлений об этом выйдем на понимание, что можно перестроить в существующей цивилизации?
Человечество накопило множество знаний, технологий, подходов и другой систематизированной и не систематизированной информации. С помощью всего этого можно перестроить основы нашей цивилизации. Также как когда-то машины заменили лошадей. Можно разобраться в информационном шуме и в информационном мусоре, чтобы выработать некий образ гипотетической цивилизации будущего. Если это будет достаточно реалистичный образ, то кто знает, может быть мы начнем перенимать какие-то полезные основы или каким-то другим образом стремиться к этому образу будущего. Может быть мы разработаем множество цивилизаций, и тогда у нас будет широкий выбор.
Для тех людей, которые в этом участвуют, должно стать понятно «что мы создаем» здесь и сейчас. Станет возможным вывести на уровень сознания процесс развития цивилизации. Не допустить цивилизационных кризисов.
У цивилизации могут быть свои свойства, разные отношения между людьми и т.п. Но любая современная цивилизация должна базироваться на этих видах деятельности.
Можно проделать анализ состояния каждого звена на современном уровне:
Робототехника
Раньше в этой графе были «рабы», «лошади», «слоны» и пр. Сейчас мы находимся в состоянии, когда работа осуществляется все в большей степени на основе электрической тяги. Причем работает некое оборудование, с программной логикой. Эта логика усложняется. В будущем, благодаря биотехнологиям, квантовой физике и достижениям в энергетике мы сможем сменить логические парадигмы, колоссально расширить спектр решаемых задач и радикально повысить способность автономной работы (там, где это необходимо).
Здесь можно выделить ряд базовых роботов (например, персональные компьютеры), которые позволяют создавать «все остальное». Если иметь набор базовых роботов, то можно это все остальное создать. В этом смысле, развитие этого «базиса роботов» приводит к развитию производных процессов. Поэтому над «базисом роботов» нужно думать отдельно, как над первопричиной производных процессов, например машиностроения, или реализации соцсистем (того же «Вконтакте» или «Одноклассники», которых не было бы без персональных компьютеров).
К моему удивлению, в национальной стратегии России о роботах ни слова. Только об информационных технологиях и ПО. Тем временем роботов развивают японцы семимильными шагами.
Что за базовый набор роботов должен быть? Как их производить? На базе какой энергии они должны работать?
Образование социума
Как должен быть устроен процесс образования социума в будущем?
Часто говорят просто «образование». Но сейчас понятие «образование» низведено до понятия узкого спектра «технологического» или «узкоспециализированного научного» образования. Поэтому нужно, прежде всего, говорить об «образовании социума». В этом процессе человеку дается такая теория и практика жизни, в которой он знает и может вести себя как добропорядочный человек, знает как вести себя в обществе, как это общество реально устроено и т.п. Дальше человек понимая все это, может развивать это общество, быть его полноправным членом.
Развитие знаний
Какие знания являются базовыми знаниями для всех процессов? От каких методологий, технологий и «школ» (в смысле подходов), зависит все остальное?
Освоение существующих знаний
Самообучение и обучение других людей
Сейчас знания передаются крайне не эффективно. Во-первых, в отрыве от практики и практических задач. Во-вторых, преподносятся конкретные технологии и алгоритмы, которые устаревают в процессе обучения (те, кто обучался программированию в школе и ВУЗе, понимают о чем я).
Как должна быть устроена система самообучения и обучения других людей?
Основные отрасли работы
- ЖКХ, в т.ч. строительство
- Энергетика
- Транспорт
- Оборона, в т.ч. внутренний порядок
- Телекоммуникации
- Добыча и обработка полезных ископаемых
- Медицина
Во всех этих основных отраслях работы наработаны принципиально новые подходы, которые меняют всю работу, все процессы. Но эти подходы не внедряются и непонятно, через сколько столетий начнут внедряться.
Можно решать существующие проблемы. Но есть и другой подход. Можно забыть о существующих проблемах и представить себе абсолютно новый подход, абсолютно новый процесс, с нуля. Вы скажете это «фантазирование»? А что вы скажете о том, что этот метод уже зарекомендовал себя в транснациональных корпорациях, которые таким образом радикально переосмыслили методы своей работы, переосмыслив процессы с нуля, взяв за основу то, что «действительно хочет клиент»? Чего мы в действительности хотим? Давайте пофантазируем. Быть можем, мы представим себе действительно реальную другую цивилизацию, или множество разных цивилизаций. Это будет полезный процесс с точки зрения нашего развития.
Возможно, на преображение нашей цивилизации уйдет две тысячи лет. Тогда можно назвать эту идею «Цивилизация 4000». Представьте себе, каков консолидированный бюджет этого проекта. Можно сколько угодно обвинять эту идею в абсурдности, но ничто не способно изменить того, что она реализуема. Более того, через 1990 лет, если человечество доживет до этого момента, кто-то оглянется назад и скажет, вот если бы тогда они 2 тыс. лет назад, хотя бы что-то начали делать в этом направлении, возможно мир был бы иным.