Как известно, США является лидером различных инновационных технологий в сфере Government 2.0. Хочу рассказать про опыт создания и внедрения системы голосования с открытым исходным кодом, которая может навсегда изменить избирательные технологии
Самое главное препятствие для развития данной инновации с момента ее создания — это опасения по поводу точности и достоверности систем электронного голосования.
Органы местного самоуправления на всей территории США начали использовать так называемые электронные машины для голосования (direct recording electronic — DRE) в начале 2000-х, что сразу же вызвало споры.
Как правило, устройства позволяют пользователям регистрировать свой избирательный голос одним нажатием кнопки или прикосновением экрана, что избавляет от заполнения бумажных бюллетеней. Но, с другой стороны, отсутствие бумажного носителя увеличивает возможность фальсификации результатов голосования, что вносит определенную «нервозность» среди государственных чиновников и экспертов.
«Как мы знаем, что результаты не соответствуют действительности? Мы должны всецело доверять производителю, и быть уверенными что система работает исправно», сказал Брайан Прентис, вице-президент по исследованиям Gartner’s Emerging Trends and Technologies Group.
В мае 2004 года в Калифорнии госсекретарь Кевин Шелли запретил использование электронных машин для голосования в четырех округах, а в десяти других округах он приказал увеличить надежность таких устройств. В том же году в штате Флорида было зафиксировано 134 ошибочных голоса, которые были отданы с помощью электронной машины для голосования.
В августе 2006 года избиратели Пенсильвании подали в суд с намерением оспорить сертификацию DRE-машин, используемых в 56округах. Жалобы касались того, что электронные машины не учитывали голоса, а также дважды засчитывали голоса в пользу одного кандидата, когда избиратели голосовали за другого.
«Конечно же у большого количества людей существует обоснованный скепсис насчет правильного считывания их голоса,» — отметила госсекретарь Калифорнии Дебра Боуэн, которая установила жесткие ограничения на использование DRE-машин во всей Калифорнии в августе 2007 года, ссылаясь на проблемы с безопасностью в системах.
Основной точкой преткновения при введении в 100%-эксплуатацию DRE-машин является обеспечение прозрачности этой системы. Например, в Калифорнии создан так называемый пакет с открытым исходным кодом программного обеспечения такой системы, которая позволяет пользователям просматривать и изменять исходный код. Сторонники этого подхода полагают, что данная открытость в использовании кода электронной машины голосования позволит мировому сообществу экспертов оценивать безопасность и вносить полезные изменения.
В октябре 2009 года Open Source Digital Voting Foundation (OSDV) опубликовал компьютерный код для электронной избирательной системы с доступом через Web. Фонд также планирует запустить другие open-source инструменты для увеличения прозрачности системы E-voting.
Сегодня на рынке существует ряд производителей и поставщиков программного обеспечения в области электронного голосования: Smartmatic, Sequoia Voting Systems, Hart InterCivic and the gigantic Election Systems and Software (ES&S). Осенью 2009 появился новый участник — Election Solutions, ранее известный как Diebold Election Systems.