Я решила сделать этот пост, потому что тема Образования, науки и коммерциализации изобретений-вопрос самый актуальный.  Сегодня так совпало, что я смотрела программу Интерры и Конвента в Новосибирске, на которые еду,- и обнаружила массу секций по уже намозолившим глаз темам: «Наука, инновации и образование», потому что недавно я была на секции Инновационная инфраструктура российских ВУЗов в Перми, потому что помню, что видеопост в моем блоге  про образование вызвал самое большое количество комментариев.

Я сама считаю, что наших ученых из-за границы (в силу многих причин) тащить обратно в Россию тяжело и не всегда оправданно: пусть лучше там лоббируют наши интересы и развивают международное сотрудничество. И вообще, почему это забывают тех, кто остался: они были тут в 90-е, они работают в разрушенных зданиях университетов на доисторическом оборудовании, но и они при этом умудряются делать существенные открытия и исследования. То есть, какой подход был бы более эффективен?

Чтобы не быть отвлеченной и теории попусту тут не публиковать: пишу реальные истории моих знакомых из реальной жизни. О практике.

У меня есть знакомый, ученый физик (56 лет), ему много раз предлагали уехать в Штаты на огромную для него зп, с хорошим социальным пакетом- не захотел, не стал. На мой вопрос: Почему? Ответил: «Потому что я должен своей стране за то, что у меня есть образование, потому что я хочу, чтобы наука тут развивалась, а не там, потому что я ученый в России».

С другой стороны, мои хорошие друзья, оба кандидаты наук, очень востребованные на Западе, уехали. Им по 30 лет. Живут в Швейцарии. Там же работают. Причем моя активно пропагандирующая коммунизм и любовь к родине подруга уехала туда, возращаться не хочет, НО развивает связи Вузов Швейцарии и России по ее профильной теме. Причем сама, без поддержки гос-ва, без грантов. Просто потому, что тоже верит, что Россия ей дала возможность получить отличное образование, с помощью которого она сейчас в Швейцарии, и что надо морально сделать полезное и общественно-важное для своей страны. Пафосно, но факт. Для нее в этом есть логика. Для меня в этом-эффективность и плюс.

Суть в том, что не важно, уехал ты или остался. Важно, что ты развиваешь связи и науку своей страны. Поэтому логика действий, по моим соображениям, должна быть иной. Равно как и то, что наука2.0- это огромная часть Электронного прав-ва и всего процесса Инновации-Модернизация в РФ. Так не надо делать ошибку, пытаясь кого-то вернуть. В нашем мире уже давно ни у науки, ни у инноваций нет границ. Система взаимодействия-в этом смысл. Если Шарапова тренируется в штатах- это не значит, что она не может представлять Россию.

Предлагаю послушать три программы на эти темы: неформальный и отличный подкаст Ncubator о Главном ученом, сути инноваций и наших людях в Израиле; интересный проект BBC из Томска об утечке мозгов из России (и видео-запись); серьезный эфир на глобальные темы о Науке2.0 с Ильей Пономаревым на Вести ФМ

Мой вопрос Вам: как думаете, можно и нужно ли останавливать утечку мозгов, возвращать наших из-за рубежа, какова должна быть логика действий, и зачем границы науке?

Поделиться статьей: