В «школах будущего» будут применять технологии, понятные детям, родившимся в век инфотелекоммуникаций. Уже в этом году татарстанские школьники начнут получать отметки в электронные дневники, а учителя вести виртуальный классный журнал. Родители смогут через Интернет узнавать об успеваемости ребенка и проверять, был ли он вообще в школе. О современных инновациях в образовании TatCenter.ru рассказала начальник отдела развития информационных технологий министерства образования и науки РТ Надежда Сулимова.

— Надежда Алексеевна, какие инновационные проекты сегодня уже реализованы в образовательной среде Татарстана?

— В нашей республике уже реализован ряд проектов. Самый, наверно, значительный из них — обеспечение образовательных учреждений широкополосным доступом к Интернету. К 2007 году все российские школы получили доступ к глобальной сети, а татарстанские школьники – еще в 2004-2005 годах. Правда, большинство сельских школ подключались тогда по низкоскоростной технологии, но позже в рамках приоритетного национального проекта у них появился высокоскоростной Интернет. Доступ к сети осуществляется за счет республиканского бюджета, и сегодня все образовательные учреждения подключены к государственной интегрированной системе телекоммуникаций.

— Вот оснастили школы компьютерами, а готовы ли учителя к инновациям?

— Три года назад в республике был реализован проект Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования», в рамках которого создана сеть из информационно-методических центров, республиканского координационного центра, обеспечивающего подготовку педагогических кадров в области ИКТ и их постоянное методическое сопровождение. За это время нам удалось обучить ИКТ порядка 92% учителей.

Надо отметить, что почти четверть педагогов в своей деятельности уже активно применяют информационные ресурсы. Мы надеемся, что в этом году все учителя пройдут подготовку в области ИКТ. Тем более что сейчас по инициативе президента Рустама Минниханова реализуется два грандиозных проекта: по обеспечению учителей ноутбуками и обновлению «компьютерного парка» школ.

Понятно, что те проекты, которые мы намерены реализовать в сфере образования, требуют достаточно высокотехнологичного оборудования, высокоскоростного Интернета, и максимального доступа учащихся к компьютерам. Реализация таких проектов, как автоматизация системы управления образованием, работа в единой информационной образовательной среде республики, использование информационных технологий на уроках возможна, если у каждого учителя есть инструмент, с помощью которого он бы мог все это внедрить в свою практику.

— Учителя уже начали получать ноутбуки? Их получат все без исключения?

— В этом году ноутбуками будут обеспечены порядка 30% учителей. В последующие два года их получат абсолютно все педагоги. Что касается «компьютерного парка», то наибольшее количество техники поступило в школы в 2001-2005 годах. Поскольку техника устаревает достаточно быстро, особенно если интенсивно эксплуатируется, то проблема ее обновления остается актуальной. Буквально в период до 20 августа школы получат порядка 11 тысяч новых компьютеров и порядка 13 тысяч ноутбуков получат учителя.

— Ноутбуки получат все педагоги вне зависимости от предмета, которые они ведут в школе, даже физруки и трудовики?

— Да, все педагоги школы, победившей в результате конкурсного отбора, получат ноутбуки. По республике таких школ в 2010 году 375, из них 50 в Казани. В течение последующих двух лет все педагоги республики получат ноутбуки. Такой комплексный подход в обеспечении всех учителей отдельно взятой школы ноутбуками позволит эффективнее решить проблему автоматизации управления школой, доступа учителей к информационным образовательным ресурсам. Как один из примеров можно назвать внедрение в 2010-2011 учебном году в упомянутых 375 школах «электронных журналов» и «электронных дневников».

— Можно узнать подробнее об электронных дневниках и классных журналах?

— Это прекрасная возможность для родителей получать оперативные данные об успеваемости школьника. Согласитесь, что многие из родителей настолько загружены, что не всегда имеют возможность посетить школу для беседы с учителем. Зато у многих есть доступ к Интернету. Когда у родителей будет доступ к этой системе, естественно, они смогут получать самую оперативную и достоверную информация об успеваемости школьника: как занимается ребенок, и был ли он вообще в школе. Эта программа предполагает и смс-уведомление родителей. Мобильные телефоны сегодня есть у всех. Этот проект мы реализуем совместно с Центром Информационных технологий Республики Татарстан.

— Создана ли уже единая мультимедийная среда с обучающими программами и файлами?

— Да, апробация информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан» успешно прошла в школах Казани. Система постоянно развивается и дополняется все новыми и новыми сервисами. В минувшем году были созданы шаблоны сайтов абсолютно всех школ Татарстана. Они опробованы в ста казанских школах, а с нового учебного года шаблоны своих сайтов получат все школы  республики.  Учреждения получат свой сайт, где смогут размещать оперативную информацию, доступную общественности.

В этой системе размещены образовательные электронные ресурсы с региональным компонентом, которыми могут пользоваться учителя в школах и учащиеся. Пока они состоят из коротких трехминутных видеороликов, например, об истории Казани. С целью обмена опытом педагогов из разных районов и городов здесь создано социально-педагогическое сообщество. Портфолио смогут создавать как педагоги, так и сами ученики. Будет создан раздел с доступом к дистанционным образовательным ресурсам, в частности для детей-инвалидов и для учащихся малокомплектных школ.

— Как вы думаете, не станет ли в будущем общеобразовательная школа виртуальной?

—  Помечтать можно о многом. Когда-то, в 90-е годы говорили о том, что не будет книг, и мы будем читать исключительно с экрана. Но время показывает, что мы читаем с электронных носителей в основном новости или иные короткие материалы. А для того, чтобы почитать роман, все-таки хочется взять томик в руки. Что касается виртуальных школ, они в принципе, существуют уже сегодня. Все это имеет смысл, когда есть необходимость. Например, если ребенок болеет, если он целый год, а может и не один, не имеет возможности посещать обычную школу. Конечно же, его нельзя лишать возможности получить образование посредством Интернета. Но если ребенок здоров, рядом есть хорошая школа, ничего не заменит живого общения.

— Можно ли назвать приблизительный возраст, с которого сегодня школьники становятся активными пользователями современных ИТ-технологий?

Учитывая то, что у большинства населения сегодня имеется дома компьютер, я не думаю, что первоклассник не имеет к нему доступ. Включить – выключить компьютер, загрузить игру умеют и младшие школьники. Другое дело, насколько они используют его в плане образования… Здесь значительную роль играют школа и учителя, и все зависит от мастерства педагога. В образовательном процессе есть такой предмет, как информатика и инфокоммуникационные технологии, в ходе изучения которого учащиеся должны приобрести навыки поиска, обработки и получения информации. При изучении других школьных дисциплин учащиеся могут использовать полученные знания.

— Старшее поколение зачастую видит в современных технологиях некую угрозу для психики детей. Насколько, на Ваш взгляд, обоснованы эти опасения?

Сейчас ситуация такова, что практически все взрослое население работает с компьютером, Интернетом это просто наша жизнь. Что плохого, что сегодня дети находят необходимые для обучения сведения в Интернете? Это всего лишь новый способ их получения. Одна из задач учителей научить школьников культуре пользования информацией, размещенной в Интернете. Что касается старшего поколения, когда-то находились те, кто был против радио. Когда я росла, у нас появился телевизор, и меня родители прогоняли от него, считая, что я испорчу зрение. Сейчас все уже «забыли» про телевизор, объявив войну компьютеру. Это прогресс, и от него никуда не деться.

— Каким Вы видите образовательный процесс через пять-десять лет?

— Я думаю, что наши дети будут более успешными. Те технологии и инновации, которые вводятся в образовании, помогут им быстрее адаптироваться в современном мире. Трудно сказать, что будет через пять, а тем более, через десять лет, поскольку темпы развития технологий настолько высоки, что делать прогнозы я бы не решилась даже на более короткий срок. Современные технологии сделают процесс образования более интересным, увлекательным. Наши школьники просто родились в «другом» мире, для них, в отличие от старшего поколения, новые технологии естественны. Правильнее, если педагоги в школе будут применять те инновации, которые понятны и близки детям.  

Источник

 
 

Поделиться статьей: