Электронное правительство мегаполиса
Залог успеха — краудсорсинг и открытый интерфейс
Электронное правительство в России пока не слишком понятный, удобный и универсальный инструмент. Тем интереснее посмотреть, как в США рождённые «снизу» социальные интернет-проекты, направленные на помощь гражданам, развиваются при поддержке «сверху» — на уровне муниципалитетов и федерального правительства. Причём поддержка — это вовсе не обязательно бюджет.
Перед тем как встретиться с людьми, которые занимаются электронным правительством в Сан-Франциско, я специально поинтересовалась у жителей города, пользуются ли они такими сервисами и знают ли вообще, что у них есть электронное правительство. Народ не был шокирован, когда я подходила к ним на улице с подобными вопросами.
Несколько сервисов я протестировала, будучи ещё в Сан-Франциско. Могу сказать, что часть из этих проектов уже реализуется в России: например, у нас есть аналог CitySourced — Streetjournal.org, а сервис Routesy в неполной своей комплектации есть в Рязани.
Главное отличие в том, что правительство Сан-Франциско активно поддерживает подобные проекты, популяризирует их и предоставляет данные. Те же Crime Maps были бы очень полезны для Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, да и вообще городов-миллионников.
В Сан-Франциско активно используют краудсорсинговую модель и проекты Gov 2.0, по аналогии с Web 2.0 предполагающие участие самих пользователей. Причина проста: не было бюджетов, был кризис, а при сокращении издержек нужно было не потерять лояльность жителей.
Джей Нэт, менеджер по инновациям в департаменте технологий города Сан-Франциско:
— На сегодняшний момент у нас есть уже более 50 приложений, которые активно развиваются сообществом. Самое распространённое приложение — Routesy. Оно позволяет пользователю, ожидающему автобус, узнать, когда приедет следующий. Они легко могут понять, стоит ли ждать на остановке, или у них ещё есть время выпить чашку кофе, или всё же лучше ехать на такси. Это приложение — хороший пример транзит-приложений, позволяющих улучшить качество жизни людей, сделать перемещение по городу более комфортным.
Другой пример — Mom Maps. Это приложение предназначено семьям с детьми: по выбранному виду спорта и данным GPS приложение находит ближайшие игровые площадки или спорткомплексы в Сан-Франциско.
Забота об улучшении качества жизни этим не исчерпывается. К примеру, сервис Crime Maps содержит много полезной информации о том, стоит ли вам находиться в каком-либо районе в определённое время, предоставляет сведения о покупке и аренде недвижимости. Четыре года назад, когда я искал жильё в аренду, с помощью городских Crime Maps я получил информацию, стоит снимать жильё в этом районе или нет. Такая информация является ценной для жителей тем, что позволяет повысить информированность населения и решить ряд социальных вопросов. Всё это также может быть использовано журналистами для получения информации о том, в каких районах муниципалитету что-либо следует улучшить, а в каких дела идут хорошо.
Крис Вейн, директор по информационным технологиям города Сан-Франциско:
— Это только небольшая часть наших приложений, использующих открытые данные. Другой целью открытых приложений является то, что во многих крупных городах США есть колл-центры 311, предоставляющие информацию о правительственных организациях и обрабатывающие запросы на услуги, например на ремонт дороги возле дома.
У нас получилось весьма успешно развить колл-центр 311. Для обработки звонков требуется персонал, сервис весьма дорог для бюджета города. Мы были первыми, кто начал использовать Twitter для получения запросов от пользователей с указанием местоположения и фотографии проблемы. Twitter — очень популярный и эффективный способ получения информации от жителей. Наблюдая успех Twitter, Джей начал вести переговоры с партнёрами из Вашингтона и других городов, для того чтобы установить определённые стандарты для получаемой информации. Это облегчит сбор и хранение данных сервиса 311, а в дальнейшем поможет создать единый API (интерфейс для разработчиков программ. — «Часкор»). Тогда единожды написанное приложение может быть использовано для нужд других городов, а это, в свою очередь, сэкономит массу денег или вообще может изменить расстановку приоритетов в услугах CRM и колл-центров.
В конце концов Джею удалось договориться с командами в Вашингтоне и ещё нескольких городах и установить ряд правил для API. Белый дом очень заинтересован в этом. К нам в Сан-Франциско приезжал CIO страны, и мы запустили API — open311. Мы получили обещания от других городов — Лос-Анджелеса, Сиэтла, Чикаго, Бостона и Нью-Йорка — присоединиться к нам в дальнейшем и изменить работу колл-центров 311 таким образом, чтобы поддерживать наш API.
Мы очень рады, что программистам удалось далеко продвинуться в разработке таких приложений. Джей расскажет подробнее об уже поддерживаемых приложениях, другие ещё в разработке.
Джей Нэт:
— У нас есть приложение от партнёра Microsoft — ISC, которое позволяет наложить слой данных сервиса 311 на карты поисковика Bing. Через него можно легко послать жалобу на граффити и т.п. В скором времени приложение будет выпущено и для телефонов с Windows 7.
Другой успешный пример — приложение от CitySourced, недавно получившее награду от TechCrunch 50. Компания занимается предоставлением услуг на нескольких мобильных платформах — Android, BlackBerry и iOS. Принцип везде одинаковый — вы делаете фотографию с меткой GPS и отправляете запрос к городским службам. При этом запрос, минуя колл-центры, попадает прямо в организацию, ответственную за решение проблемы. Такие приложения работают и в Вашингтоне, и в Майами и будут работать в любом другом городе, который будет использовать open311.
Вы из России, и я рад видеть вашу заинтересованность в подобных сервисах. Очень рекомендую вам начать их использовать. Мы хотим расширить концепцию работы с сервисом на другие сферы услуг, предоставляемые государством. Это позволит внедрить сервисы на уровне самых маленьких городов, и это может стать успешной бизнес-моделью для разработчиков.
Важная особенность нашей модели открытой инфраструктуры — для большинства городов необходим широкополосный доступ в Сеть, в том числе и беспроводной. Он позволит с лёгкостью обмениваться данными между всеми приложениями и даст свободный доступ к нашим веб-приложениям. Сейчас мы думаем над тем, как сделать всю систему максимально доступной общественности, чтобы решать через веб-приложения самые разные проблемы, возникающие в обществе.
В Сан-Франциско мы добились определённых успехов в этой сфере. Мы проложили оптоволокно во все федеральные здания округа. Нам удалось предоставить широкополосный доступ в самые бедные районы. Сейчас мы ищем способ соединить государственные и частные систем через крупнейшие сетевые и социальные сервисы — Twitter, Facebook, Netflix и т.п. Это позволит гражданам совместно решать возникающие проблемы, а нам — снизить стоимость и ускорить поиск решений таких вопросов.
Следуя духу Кремниевой долины, мы добились многого самостоятельно. У нас нет формального бюджета. Естественно, моё время и время Криса, как и работа других разработчиков, оплачивается. Но, как рассказал Крис, возможность социализации, совместного решения сообществом многих проблем сделало возможным то, что у правительства нет статьи расхода на нас. Мы не можем назвать цифру затрат на наш сервис, потому что пытаемся эффективно использовать все наши сервисы и совместно их интегрировать, что позволяет размыть траты между этими проектами, но могу вас уверить, что сейчас траты на проекты невелики.
Мы стараемся повсеместно использовать технологии открытого программного обеспечения. Наш веб-сайт использует технологии открытых источников. Кроме того, мы разрабатываем приложение для социального медиа, которое также будет на открытых источниках. Мы стараемся использовать открытое программное обеспечение как можно шире по причине его гибких возможностей и преимуществ в стоимости.
Мы попытались использовать сообщества, совместные обсуждения разработчиков, побывали на многих конференциях, прослушали большое количество докладов и на их основе определили три ключевых момента в разработке. Говоря о нас как о государстве, не думайте, что у нас неограниченные бюджеты и возможности или мы не ограничены во времени, а потому для успешного развития мы используем три правила.
Во-первых, следует использовать открытое программное обеспечение там, где это возможно, для создания платформы. Во-вторых, обязательно использовать возможность тиражирования, то есть каждый раз, когда вы разрабатываете приложение, следуйте одному и тому же процессу, чтобы у вас сохранялась возможность его эффективной работы повсеместно, где это возможно. И в-третьих, и это самый важный урок, не нужно пытаться сделать сразу совершенное программное обеспечение и тратить большое количество времени на оттачивание каких-то деталей.
Выпускайте приложение для клиентов, а потом, используя обратную связь от сообщества, делайте сервис в большей степени ориентированным на клиентов. Поэтому у нас много прототипов и разработок, которые мы запускаем в работу, затем получаем обратную связь и дорабатываем приложение под нужды людей. Этот цикл у нас работает постоянно и бесперебойно. Мы учимся у частного сектора и пытаемся понять, как эти знания можно применить в публичном секторе, а в итоге — получить более качественную работу.
___
В разговорах с руководителями проектов электронного правительства мы дружно сошлись на том, что имеет смысл сделать глобальную сеть проектов по электронному правительству, включая российские. Зачем, если в мире есть успешные практики, изобретать велосипед?