Конференция «Российские Практики Электронного Правительства» — gov2russia.ru
В пятницу прошла конференция, которую мы готовили несколько месяцев. Основная идея: не говорить общих слов, а показывать в режиме элевейтор питчей реализованные уже проекты в сфере электронных госуслуг в регионах (у нас были проекты: запись в ЗАГС и детские сады через Интернет, электронная регистратура, оплата штрафов через Интернет и т.д.).
Саму конференцию разделили на 2 параллельных потока: 1 — полностью посвящен госуслугам (тематика: здравоохранение, транспорт, ЖКХ, образование, строительство, безопасность), 2- электронные чиновники и Gov 2.0.
Первый поток полностью модерировала Катя Аксенова. Все говорили, что времени было мало (Кате надо было стараться жестко следить за регламентом, чтобы каждый докладчик уложился в 5-7 минут). Цель: понять, какие практики и для каких регионов можно масштабировать, создать систему, при которой регионы не будут делать одно и то же, затрачивая лишние бюджеты, понять, что такое критерий эффективности таких проектов. Отчет Кати здесь
Второй поток вела я. Спасибо ИНСОРу, что очень помог собрать отличных докладчиков, и выступающим, потому что совершенно четко и логично рассказывали именно про практики.
Электронный чиновник и использование социальных медиа гос.служащими: от блога к поиску кадров через сеть, создание онлайн жалобных книг губернаторов, микроблоги органов власти и т.д. Участники
Вопросы:
- Чиновники-блогеры: кейсы по решению вопросов и использование модели «от жалоб-к –предложениям». Естественно, я всех тиранила, когда они работают при такой блоггерской активности.
- Представительства органов власти в сети: успешные кейсы работы с аудиторией: эффективность работы.
Говорили про микроблог ФАС, turchak.ru
- Создание экосистемы в социальных медиа: тут прекрасный кейс Свердловской области с иным подходом, нежели у Турчак.ру: не надо создавать свою собственную площадку, достаточно использовать все релевантные социальные медиа, где есть Ваша аудитория. А также установить программу-единого агрегатора всех мнений по заданным вопросам. Так в Свердловской области поставили задачу: в 10 раз увеличить долю IT-проектов в валовом продукте региона за несколько лет, использую мощный ресурс для образования лидер-коммьюнити из представителей бизнеса и власти в социальных медиа.
- Мониторинг эффективности деятельности чиновников в сети: или почему Рунет априори негативен, как переводить негатив в позитив: все ошибки и аналитика практик
- Проекты-агрегаторы и рейтинги активности органов власти в сети: Госбук, Гослюди.
ДО этого мероприятия я даже не знала, что Станислав Наумов писал диссертацию о роли блогов, а сейчас он сам- один из самых успешных и эффективных блоггеров. Более того, его формат — ежедневник замминистра очень интересен и с точки зрения того, что есть законодательные ограничения: Станислав выступает от лица Министерства, поэтому должен руководствоваться корпоративной этикой. На Facebook у Станислава тоже очень интересный подход — он один из тех, кто активно комментирует не только свои посты, но и посты в блогах коллег. Его мнение: «Я не считаю блоги слишком эффективным инструментом. Но часто под мои задачи мне проще использовать блог, написав утром какой-то вопрос, и получив на него срез мнений к вечеру».
Как были выстроены секции. На электронном чиновнике мы обсуждали практики, которые сами выступающие назвали эффективными, не только с точки зрения: а надо ли вообще чиновнику вести блог- это как раз более чем частый вопрос на всех конференциях. Основная задача: показать реализованные возможности использования социальных медиа для эффективной работы с населением. Разбирали отличный кейс Опёнышевой Светланы Владимировны «Как мы искали министра через Интернет». Я задала вопрос: Когда появилась новость, что в Ульяновской области ищут министра через Интернет, аудитория отреагировала по большей части негативно. Пользователи сети посчитали, что это фарс и пиар. Как Вы боролись с негативом. Что вышло из этого кейса? Какая была механика этого процесса? Светлана очень ярко и четко объяснила, почему она не посчитала нужным модерировать негативные комментарии, почему новость о поиске министра через сеть была размещена в ее личном блоге, и как они сейчас масштабируют эту практику.
Не могу не отметить вводные слова Ильи Пономарева о краудсорсинге в разработке законов и влияние социальных медиа на подход к чиновнику в сети. Суть сводится к тому, что раньше чиновник имел сакральную власть, а сейчас чиновник выступает в роли менеджера направления. Критерии эффективности его деятельности: реализованные проекты, за которыми аудитория может следить и которые она может обсуждать. В итоге формируется новый подход и к кадровой политике на различных уровнях власти.
Вторая секция — моя любимая тема: гражданские проекты в сети. Что это вообще такое? Работают ли они? Поддерживает ли их власть? По логике: во всех странах мира активно используют систему opendata и гражданской активности, чтобы сама аудитория создавала проекты, на которые не придется тратить огромные деньги. В Вашингтон (DC) создали проект Apps for DC, который успешно растиражировали по всей Америке, Code for America при всей странности проектов — тоже хороший пример работы власти и гражданского общества. В Финляндии к категории данных проектов очень логичный бизнес-подход. Везде. А есть ли у нас? Есть.
Эта секция — вызов всему тому, что делаю я. Я хочу, могу и буду развивать такие проекты, я уверена, что они нужны нам, гражданам, и власти. Обоюдный win-win. Вопрос, какого качества и какого уровня проекты есть сейчас и как налажен диалог с властью. Я была очень рада, что почти весь наш круглый стол был полон выступающими от таких проектов. Говорили детально обо всех плюсах и минусах. Получилась модель, озвученная Иваном Бегтиным: «не надо привлекать государство к развитию таких проектов. Надо сделать хорошую работающую модель, тогда представители власти будут более чем заинтересованы с Вами разговаривать». Иван — создатель массы Gov2.0 — проектов и именно по такой схеме.
Хорошая практика у StreetJournal.org — клона зарубежных SeeClickFix, о которых я писала. Так вот такая же история. Алексей сделал проект и только потом пошел к Макару Герману с предложением сотрудничать. Макар как раз за день до нашей конференции на круглом столе по E-Gov в «Известиях» сказал следующее: «У нас есть проект Стритжорнал, в который мы не вложили ни копейки. При этом мы туда интегрировали нашу систему документооборота, и сейчас обращений через Стритжорнал приходит больше, чем через любой другой проект, который создали мы». Алексей Шапошников очень логично, как и Бен (создатель SeeClickFix) рассудил, что этот проект будет мертвым, если власти на него не будут реагировать, НО… Но — это супер. С 1 января вступает в силу закон, приравнивающий электронные обращения к бумажным и власть может поддерживать такие проекты или нет, но реагировать на них ей придется. Поэтому его и именно сейчас можно и нужно масштабировать на разные города России.
Активно обсуждали краудсорсинг. Особенно после того, как Премию Рунета получили ребята из russian-fires.ru: У Григория Асмолова вообще очень интересный подход к различным видам краудсорсинговых проектов в сети и тому, какая система оценки комментариев нужна.
Продолжение следует…
Ссылки по теме:
Иван Бегтин: Итоги конференции Gov2Russia
Иван Бегтин: В продолжение про конференцию Gov2Russia