Чрезвычайная ситуация в Домодедово сегодня еще раз доказала, что нужен Единый информационный оперативный штаб реагирования.
Мы об этом говорили еще летом в связи с пожарами и даже расписывали идею. Со всеми характеристиками этой платформы, аналитикой. Как и почему я думаю, что это может и будет работать?
- Необходимо открывать данные, которые могут пригодиться в ЧС (хотя бы адреса больниц, аптек, пунктов первой помощи). Разработчики по принципу CodeForAmerica могут сделать удобные приложения, которые помогут находить ближайшие больницы около аэропортов, вокзалов, да и вообще любого места. Минздраву бы, например, можно было сделать онлайн отслеживание свободных мест в больницах во время ЧС в открытом режиме. Или информацию о пунктах переливания крови тоже в постоянном обновлении, сколько еще необходимо. Не хватает, например, памятки о правилах сдачи крови. Их тоже делает общество
- Во время ЧС на базе одной платформы должны разворачиваться оперативные информационные штабы. Например, сегодня twitter сработал быстрее любого СМИ. При этом в твиттере люди уже выработали механизм самоорганизации, как в случае с #metro29. Я писала сегодня у себя в Фейсбуке . Это хорошая практика. На месте происшествия всегда есть люди, которые хотят и могут оказывать помощь: не должно быть паники, люди должны получать инструкции по делу. И информации должна координироваться. Например, сделали тег #helpcar, чтобы вывозить людей из аэропорта. Причем логично, что это быстрее сделают водители, чьи машины уже на территории аэропорта: им не надо время, чтобы добраться до аэропорта. Но почему бы им не сделать сразу было одну точку. И объявить об этом. Причем, как логично писал zhuchenkov: нужны общие правила. И правила даже просто для пользователей в социальных сетях.
- Сегодня несколько раз менялись в разных сообщениях телефоны горячих линий, что тоже не логично во время ЧС. И нигде никогда нет оперативных инструкций, как вести себя в такой ситуации. А люди просят, чтобы эта информация была. Причем это обязательная информация.
- В таких ситуациях необходима система привлечения волонтеров. Например, есть же хороший пример, проект RussianFires.
- Почему я ратую за единую платформу, куда должен подключаться информационный поток и СМИ, и граждан, и гос.органов, и ответственных служб. Потому что такая единая точка входа помогает систематизировать происходящее, не позволяет увеличиваться панике, но самое главное- выполняет основную функцию: помощь оказывается более оперативно.
Второе, как мы видим, в экстренных ситуациях потенциал взаимопомощи и готовность помогать заметно повышается, и вопрос как эту волну готовности помочь можно использовать для повышение эффективности оказания помочи. Например, власти могли бы объявить о создание специального места для водителей добровольцев, где они могут забирать пассажиров. Также через соц. сети можно направлять поток желающих сдать кровь. Вот тут бы еще сделала информацию о том, кому и как можно сдавать кровь. есть же правила.