Опубликовано мое интервью Government 2.0 in Russia: megabyte democracy — An interview with russian e-gov-expert Alena Popova. 10 моментов о нынешней ситуации Gov 2.0 в России.

Автор блога — Юлия Талмазан. Она  живет в Ванкувере. и ведет блог о России, с точки зрения человека, который родился в СССР, но вырос в Канаде. Спасибо Юлии за отличное интервью!

Ниже интервью на русском.

 
Алена, многие люди, как в России так и в Северной Америке, до сих пор не понимают, что же такое Government 2.0. Вкратце, какого ваше собственное определение так называемого «электронного правительства»?

Коротко так: правительство, которое строит коммуникацию через новые медиа, выполняет свои обязанности по отношению к гражданам. Правительство-медиа-народ.

Более полно так: Электронное правительство (E-government)- это электронные услуги, которые гос-во оказывает своим гражданам через интернет, электронные чиновники (активное представительство власти в сети), активная социальная инициатива (проекты в сфере Citizen2.0). Часто основой для многих проектов становятся открытые данные. Например, Вы можете узнать, куда именно тратятся Ваши налоги (как в UK) или на собственный сотовый получать расписание автобусов в зависимости от Вашей координаты в пространстве (как в США).Часто говорят, что E-gov — это новые технологии. Я полагаю, что электронное правительство-это новые стратегии общения социума и государства, больший контроль со стороны общества за деятельностью власти. Я согласна с Tim O’Reilly, что в e-gov три главные составляющие: Collaboration, Transparency, Participation in practice.  

Коротко я бы так сказала: Gov2.0- это диалоговое государство в сети. То есть, когда работает система четкой обратной связи, работает быстро и эффективно.

Меняется ли это определение в зависимости от того о какой политической системе идет речь? Например, насколько отличается процесс Government 2.0 в России от того как делается Government 2.0 в других государствах, в частности здесь в Северной Америке?

На самом деле, процессы везде одинаковые. Сфера новая. Мы не так сильно отстаем. У нас есть развитый в сфере и-гав регион Татарстан- он перенял опыт не Европы или США, а Сингапура. Сейчас много говорится об открытых данных. В прошлом году приняли закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В штатах многое в сфере e-gov основано как раз на похожем законодательном базисе. С 2001 года в РФ существует проект Электронная Россия. Естественно, масса работы в сфере законодательства еще надо сделать. Но в целом процесс идет. К тому же российские эксперты, например, абсолютно четко понимают, что список гос. услуг должны сформировать не государственные служащие, а сами потребители этих услуг-граждане. Что государство  может многое получать от социальных инициатив: как идей, так и готовых проектов. Что чиновники должны быть активно представлены в сети. У нашего президента есть и Твиттер, и собственный блог в Живом Журнале. При этом он активно призывает всех чиновников оперативно реагировать на обращения граждан через интернет. В России нет единой программной платформы, государственных e-mail. Сейчас это так же активно обсуждают. Не развит, как в штатах, институт агентств. Поэтому часто государству приходится выполнять не свойственную ему функцию. Но в целом процесс идет. Поэтому мы сейчас ведем большое количество консультаций с мировыми экспертами, чтобы адаптировать или выявить схемы и механизмы в сфере e-gov, которые подходят именно для нашей страны.

Кстати, вы только что вернулись с конференции Gov 2.0 в США, что-то новоe для себя узнали? За рубежом вообще интересуются развитием Gov 2.0 в России?

 
Я узнала массу нового, получила достаточное количество предложений по сотрудничеству и интересные кейсы. Что касается интереса к России.. Конечно, он есть. И он огромный. Меня буквально на части раздирали. Но реакция была очень похожая. Например, такой разговор.
«Привет. А ты откуда. Чем занимаешься?» — «Я из России. Консультирую и создаю проекты в сфере gov2.0» —  «Really? Do you have Gov2.0 in Russia? Are you joking?»
Потом я рассказывала заученной фразой, поскольку повторяла ее по 150 раз в день, что в России есть элементы Gov2.0 и сейчас идет активное развитие этой сферы… Люди начинали задавать массу вопросов. Поэтому, конечно, интерес более чем есть. Даже на уровне социальных инициатив в сети. Например, seeclickfix адаптируют для России. Это полезный и эффективный проект. Бен молодец, что понимает: в России этот проект может развиваться.

Что такое «Дума 2.0» и для чего вы начали этот проект?

Изначально Дума 2.0 — это проект, который был рассчитан на то, что граждане могут обсуждать и менять законы, а чиновники учитывают их мнение. Но мы поняли, что на данный момент эта схема не работает прежде всего по той причине, что юзеры в РФ мало предлагают, больше ругают. То есть, эффективность низкая. И низкая экспертная составляющая. Поэтому сейчас Дума2.0 — это большой проект: есть часть агрегации (мы размещаем у себя российские проекты Citizen2.0: можно подать заявку или жалобу в своем городе и районе в проекты, найти единомышленников, выявить способы решения вопроса и эффективно его решить) + Дума 2.0 решает глобальные вопросы по законодательству (только теперь у нас есть только один вопрос. Сейчас, например, это вопрос внедрения понятия врачебная ошибка в законодательство РФ): этот вопрос обсуждают граждане, чиновники и эксперты. Сейчас мы тестируем площадку Думы. К тому же Дума активно представлена в сети: в LiveJournal, Twitter, FaceBook.

Дума 2.0- это проект для ЭФФЕКТИВНОСТИ общения граждан и представителей государства.


Являетесь ли вы одним из первопроходцев в сфере Gov 2.0 в России, или эта ниша была создана до вас, а вы уже внесли свою лепту в форме проекта «Дума 2.0??
Ниша  Gov 2.0 в России сейчас только формируется. Да, я считаю, что мы первопроходцы с таким форматом. поэтому у нас и были неудачи, на которых мы научились. Сейчас проект модифицируем. Хотя Дума 2.0 вызвала большой интерес. И все ждут, что же из нее выйдет.

Известно, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев увлекается разного рода технологиями, в том числе и Интернетом. Мне кажется проект «Дума 2.0?идеально подходит под государственную программу борьбы с профессиональной некомпетентностью чиновников, обязывая их использовать ресурсы Интернета для обратной связи с электоратом и решения проблем. Кремль каким-то образом поддерживает проект «Дума 2.0?? Администрация Президента вообще в курсе, что такой проект существует?

Администрация в курсе. Рынок тоже в курсе. Интернет в курсе. Но мы позиционируем Думу прежде всего как социальную инициативу в сети, поэтому нам на данном этапе не требуется особой поддержки, кроме активности чиновников. Сейчас мы над этим активно работаем. Что касается некомпетентности чиновников, то мы разработали целую стратегию по развитию интернет грамотности у чиновников. Причем больше даже не федерального, а регионального и муниципального уровня. Я верю в то, что драйверы роста- это регион и муниципалитет.

Тот факт, что вы и ваша команда позиционируете себя как людей не принадлежащих к какой-либо партии влияет на оказание поддержки государством? Другими словами, не легче было бы вступить в «Единую Россию», к примеру, и попросить поддержку напрямую, или для вас такой план развития «Думы 2.0? неприемлем?

Команда позиционирует себя как эффективные IT-менеджеры, которые пришли из бизнеса в социальные инициативы. Пришли создавать работающие схемы, от которых нам же самим становится жить лучше. Пришли менять подход с жалоб на предложения. Поэтому как только у Думы 2.0 будет некое количество отличных решенных кейсов, я буду более компетентна ответить на этот вопрос. На данный момент проект только начинает активно работать в новом формате.

В теории Gov 2.0 – блестящая идея, но что заставляет людей работающих в этой сфере думать, что чиновники и политики захотят быть подотчетными кому-либо, если конституция их к этому напрямую не обязывает? И это касается не только российских чиновников. К примеру, у нас в Канаде главный аудитор страны заявила о том, что намерена провести учет всех затрат членов Парламента. В свою очередь, парламентеры, как правительственной так и оппозиционных партий, наотрез отказались подвергаться проверкам. У канадских налогоплательщиков возник вопрос – почему собственно они там в Парламенте так всполошились, и что они там такого страшного прячут? Но, по закону наши канадские парламентарии не обязаны предоставлять свои счета для проверок, поэтому в подотчетности у них нет никакого интереса. И это – в казалось бы развитой, демократической стране, где слово налогоплательщика – закон.

A что заставляет вас думать, что российские чиновники, не привыкшие ни перед кем и ни в чем отчитываться, побегут «интерактивничать» в Интернете, дабы быть «подотчетными» перед народом?

Это вопрос, который мы постоянно обсуждаем на наших конференциях и секциях в сфере Gov2.0. У нас в РФ есть хороший кейс. Губернатор пермского края, например, призвал граждан сообщать ему о случаях коррупции, в которых он якобы задействован, вплоть до бюджетных трат. И оперативно на это реагирует. У меня нет розовых очков, я понимаю, что чиновники тяжело идут на открытость и подотчетность. Но пока у нас есть лобби президента, который способствует различным программам в сфере открытости власти для народа. Естественно, 100% открытых данных не будет никогда. Но вот как эффективно будет работать что-то, что станет доступным- увидим в ближайшее время. И это вопрос не только к России, сколько вообще к политике и мировой политике в целом.

Что касается народа — тех кого политологи именуют «citizens 2.0?, как вы считаете, людям в России вообще есть дело до идеи Government 2.0? Вы считаете россияне готовы высказывать свое мнение и вступать в дискуссии с властью? Потому что одно дело экспериментировать с Government 2.0 в Америке, где люди все еще верят, что их голос что то означает, и другое дело убедить россиян в том, что их дискуссии с властью будут иметь какой-то эффект. Как бороться с пост-советской ментальностью, что мол никто все равно не слушает, так зачем высказывать свое негодование по какому-либо поводу и вообще зря нервы портить?

В сети есть масса инициатив, которые приводят к тому, что власть на них реагирует и принимает меры. Например, у нас недавно был кейс: народ возмутился против мигалок на машинах чиновников. В итоге в сети было создано такое количество интернет-флешмобов, групп и т.д., что это имело результаты. Да, вопрос у нас- это пассивность в целом, желание, чтобы пришел кто-нибудь и что-нибудь за тебя решил, отсутствие большого количество предложений. Нам самим, пользователям, надо научиться мыслить эффективно. Не ругать власть, а жить с мыслью «чтобы бы сделал я иначе, если бы …» Поэтому я верю, что с трудом, но процесс пойдет.

По вашему мнению, каким будет будущее Government 2.0 в России? Сколько лет должно пройти прежде чем схема Government 2.0 станет для России нормой?

О, об этом вопросе мы также активно дискутируем на конференциях. Кто-то говорит 3-5, кто-то 5-10. Я думаю, что ближайшие 2 года покажут, какой будет вектор развития в этой сфере. Я делаю ставку на развитие новых медиа, а значит, Government 2.0. Просто на каком уровне это будет, зависит и от меня, и от таких как я, людей, готовых создавать работающие модели. Создавать, ошибаться и опять создавать. Это зависит от формирования экспертного сообщества в РФ по этой теме, чем я сейчас также активно занимаюсь. К тому же мы сейчас изучаем мировой опыт. У нас просто еще очень интересный факт: сотовых телефонов в среднем на семью 2-3, а интернет есть только у 30% семей. Итого: наше электронное правительство должно использовать модель, работающую при такой ситуации. Я вообще верю в светлое будущее приложений. Да и сам мобильный интернет в РФ растет очень быстро. Так что два года покажут, куда и какими темпами мы идем в сфере e-Gov

Поделиться статьей: