Государство в 21 веке: Храмцовская Наталья. «Через какое-то время термин «электронное правительство» умрёт»

Продолжаем дискуссию о образе Государства в 21 веке на страницах моего блога.   Все ответы мы собираем и будем публиковать на сайте конференции и на нашей странице в Фейсбуке. К тому же все новости и новые мнения публикуются в твиттере по тегу #gov21

Серию постов о мнениях экспертов активно комментировала Храмцовская Наталья, ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС), член Гильдии управляющих документацией и ARMA International, автор блога rusrim.blogspot.com. Я попросила ее ответить на вопросы.

 

Какими будут государство будущего, чиновник будущего и гражданин будущего?

 

Главной задачей государства — что сейчас, что в будущем — будет защита существующего социально-экономического строя, обеспечение политической, военной и экономической безопасности страны, борьба с терроризмом. Оказание населению и коммерческим организациям услуг – задача тоже нужная, но вторичная, хотя и очень выгодная в плане пиара.

Чтобы в новых условиях успешно решать эти задачи, государству приходится трансформироваться. В первую очередь, конечно, бросается в глаза широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий. Помимо этого, однако, постепенно приходит понимание, что традиционная для России жёсткая вертикальная структура власти, хотя она и имеет свои сильные стороны, во многих случаях малоэффективна – так, высшие руководители, вместо того, чтобы принимать стратегические решения, функционируют в качестве устройств для подписания и маршрутизации документов; душится инициатива руководителей среднего звена и исполнителей.

Как мне кажется, государства 21-го века будут стремиться максимально переложить выполнявшиеся ими ранее функции (и, соответственно, расходы, проблемы и недовольство потребителей услуг) на плечи граждан и бизнеса – естественно, под соусом красивых слов о вовлечении людей и коммерческих организаций в государственное управление, об использовании мудрости масс и т.п. Одновременно все, какие можно, обеспечивающие службы будут выводиться на аутсорсинг. «Официальных» государственных служащих станет меньше,  и это будут, в основном, менеджеры и руководители. Хочу надеяться, что в будущем значительно шире будут делегироваться полномочия, и гораздо чаще будут использоваться «горизонтальные методы» работы.

Контроль государства над гражданами и организациями, на мой взгляд, станет в полной мере тотальным, опирающимся на всю мощь ИКТ, вплоть до того, что можно будет определить, кто и когда купил в магазине брошенную на мостовую бутылку… Избежать этого, думаю, невозможно, поэтому уже сейчас стоит подумать о предохранительных механизмах, минимизующих возможные негативные последствия.

Виртуальная составляющая жизни человека, как мне кажется, будет играть всё более важную роль. В то же время широкое внедрение ИКТ само по себе не победит коррупцию, не сделает граждан умнее, культурнее и счастливее…

 

С чем необходимо бороться в государстве 21 века?

 

С тем же, с чем приходилось бороться и тысячу лет тому назад —  с нищетой, безграмотностью, коррупцией, бюрократией, неравенством… Новые технологии, как уже давно было замечено, служат универсальным усилителем как лучших качеств отдельных людей и общества в целом, так и их пороков.

 

Что должно дать Государство 21 века гражданину и обществу?

 

Было бы уже хорошо, если бы государство смогло обеспечить гражданину и обществу хотя бы стабильность и безопасность. Сделать это будет, однако непросто – нетрудно заметить, что в мире сейчас неспокойно, и что ИКТ успешно используются и для дестабилизации ситуации.

 

Роль ИТ в Государстве 21 века?

Через какое-то время термин «электронное правительство» умрёт – когда без ИКТ решать задачи государственного и муниципального управления станет так же немыслимо, как раньше без бумаг, почты и телефона.



Комментарии к посту «Государство в 21 веке: Храмцовская Наталья. «Через какое-то время термин «электронное правительство» умрёт»»

  • Станислав:

    Считаю, что сейчас термин «электронное правительство» не более, чем маркетинговый ход, почти такой же, как «растительное масло без холестерина».
    Перевести общение гражданина с властью из очередей к кабинетам и отделений почты в цивилизованное русло общения напрямую, используя современные ИТ-технологии — вот это достойная цель.
    Второй конец этой палки активного использования ИТ-технологий — огромное кол-во населения, которое не то что не обладает навыками работы даже с платежными или информационными терминалами, а психологически не готово к общению с «бездушными железяками».
    Население надо образовывать, учить пользоваться устройствами самообслуживания, как это делать — никто не понимает. Бесплатные программы обучения не работают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>