За лето я была волонтером на ликвидации последствий, сбору информации и координации действий в нескольких ЧС: в Карелии, Крымске, Сибири.
Мой вывод банален: для эффективной работы при ЧС необходима координация действий волонтеров ДО, ВО ВРЕМЯ, ПОСЛЕ ЧС и информационное взаимодействие с экстренными службами.
Как это должно быть реализовано и какие есть примеры:
Есть разные направления, например, ДО ЧС: это тренинги, обучающие программы, подготовка убежищ, материально-технической базы, подготовка узлов связи (про оперативное развертывание ad hoc сетей я сделаю отдельный текст, ибо в первые дни нам чрезвычайно не хватало нормального интернета для сбора и распространения информации).
ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЮ В ЧС — Recovers.org — сайт по подготовке людей определенного района, улицы или целого города к возможному ЧС. Там предоставлена информация о том, что делать во время чрезвычайно ситуации и как ликвидировать последствия катастрофы. Очень удобно и более чем необходимо.
ВО ВРЕМЯ ЧС важно, чтобы у людей была возможность мониторить происходящее онлайн, оперативно узнавать о различных очагах опасности. Хорошими примерами таких ресурсов являются Twitcident.com – своеобразная карта происшествий. Ресурс собирает в твиттере всю информацию об определенном ЧС.
При сборе информации важно как раз взаимодействие экстренных служб и волонтеров, поскольку добровольцев и по численности больше и, как показала практика, мы быстрее агрегируем всю информацию и ее распространяем. Так вот не надо от нас что-то скрывать — есть прекрасный подход: проект Vostuk.org. Волонтеры взаимодействует со службами по ликвидации ЧС: собирают и передают им информацию, контролируя выполнение задач.
В Крымске нам очень не хватало информационной координации всех добровольческих лагерей: кто и какие дома, улицы прошел, где и кто работает, кому какие грузы везут и так далее.
Для координации волонтеров есть ресурс Standbytaskforce.ning.
Два дня назад обсуждали в Стрелке, а что делать после ЧС, как волонтеры могут быть задействованы в восстановлении городов. Пример: с ликвидацией последствий и восстановлением городов помогают добровольцы, объединенные проектом Architectureforhumanit
В Рунете есть аналоги подобных онлайн проектов:
Rynda.org — виртуальная карта помощи для объединения людей, которым нужна помощь и кто готов помочь. Сообщество работает по принципу «мне нужно», «я могу» и «мы смогли». Сайт удобен для поиска оперативной помощи и аналитических исследований при ЧС.
Вчера я встречалась о своим другом и коллегой Гришей Асмоловым и мы обсуждали новый проект: Dezhur.net (фактически соединение vost и standby, о которых я писала выше) — ресурс, объясняющий, как важна четкая координация волонтеров на всех уровнях и согласованность действий. Главная цель проекта – способствовать тому, чтобы в ситуации ЧС максимально оперативно сформировалась платформа экстренного реагирования, включающая различные элементы (сбор информации из района бедствия, организацию групп помощи, создание краудсорсинговой карты, создание оперативного центра, информационную поддержку и т.п) и базирующаяся на сотрудничестве участников. При регистрации указывается специализация, а затем волонтер присоединяется к группам, которые соответствуют его профилю и участвует в разработке планов кризисного реагирования.
Мы сейчас заняты разработкой проекта “Гражданский Корпус” по координации действий волонтеров и взаимодействию с государственными органами до, во время и после ЧС. Если у Вас есть предложения, пишите. И подключайтесь к обсуждению dezhur.net