«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!» Йозеф Геббельс
События последних дней, а особенно ситуация с lenta.ru заставляют меня обратиться к опыту фашисткой пропаганды по национализации СМИ.
Геббельс с его министерством считал что «ложь, сказанная сто раз, становится правдой». И вся его тактика была направлена на эту доктрину: чем больше газет будет писать под его диктовку, тем больше эффект. Масштаб операции восхищает: за 10 лет от 7,5% общегерманского тиража нацистских изданий он дошел до 85%.
Основные пункты программы влияния Геббельса:
1. Распространением информации через информационные агентства, радио, путем доставки за границу немецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть.
2. Через немецких корреспондентов за границей, а также через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием.
3. Путем проведения выставок и ярмарок в Германии, участия в ярмарках и выставках за рубежом.
4. Осуществлением культурного обмена с дружественными странами во всевозможных областях (наука, искусство, спорт, воспитание молодежи и т. д.).
СМИ стали важнейшим оружием в руках пропаганды. Какие материалы распространяла команда Геббельса?
Согласно основному правилу пропаганды Геббельса, все должно быть предельно просто. Это относилось и к визуальной части, и в текстовой. Сюда относилось и использование популистских возможностей радио, позволявшего напрямую воздействовать на настроения миллионов домохозяек, проводивших свое время на кухне, и обязательные пропагандистские журналы (Wochenschau) перед киносеансами, и книга «Майн кампф» в качестве обязательного подарка молодоженам. Пропаганда воздействовала даже на гастрономические вкусы населения – в условиях курса на автаркию и экономии валюты действовала кампания по отказу от натурального кофе, а сливочное масло попало в разряд продуктов, подрывающих обороноспособность Германии.
Догадки легко становились фактами, или они просто выдумывались. Министерство внимательно следило за фальсификациями и тиражировало их во все доступные СМИ. Более того согласно закону «О редакторах» СМИ могли возглавлять только арийцы по происхождению.
Помимо СМИ работала система агитации через листовки и другие визуальные средства.
Использовались листовки с карикатурами и «для более образованной аудитории» листовки с интеллектуальными составляющими.
Вот пример листовки для высшего звена офицеров Красной Армии.
Комплексно эти методы работали при условии тоталитарного информационного режима.
Сейчас работать могут только более гибкие методы работы с информацией:
Во-первых, я уже писала в предыдущем посте на эту тему, что любой факт сейчас можно проверить, поэтому информация не может быть сфабрикована так, как это делалось в министерстве Геббельса, Во-вторых, он сам всегда относил пропаганду к инструменту влияния на плохо образованные массы. Те СМИ, которые подвергаются давлению в России сейчас, как раз вещают на более образованную аудиторию: уральский фрезеровщик явно не смотрит новости на Ленте.
Перед пропагандой ставятся конкретные задачи: поднять волну патриотизма в период войны; запугать противника, преувеличивая свою силу; продать собственный имидж. А какую задачу поставили наши политтехнологи? В условиях мощного давления со стороны зарубежных СМИ, они в дополнение разрушают нашу же систему изнутри. Радикальными увольнениями и запретами добиться можно только волны недовольства и еще большего недоверия к информации.
Как вы бы поступили вы с российскими медиа в условиях информационной войны?