Еще в выходные началась валютная паника: работающие обменники повышали курс на продажу евро и доллара все больше и больше. С открытием торгов рубль упал по отношению к евро выше 51 руб/1 евро и выше 36 руб/1доллар. Падение составило 1,1 руб. и 1,65 руб. соответственно. К середине дня, чтобы прекратить стремительное падение курса, ЦБ продал 10,2 млрд. долларов. Это эквивалентно сумме проданной за последние 2 месяца тем же ЦБ и с теми же целями. Все происходит на фоне Олимпиады и приезда огромного количества иностранцев, которые привезли валюту в страну и обменяли ее на рубли. Более того на 11% упал индекс РТС и на 9% — ММВБ. И даже нефтяные компании потеряли в цене на фоне общей паники.
Причину все видят в введение российских войск в Крым. Обвинив Россию в обострении украинского кризиса, европейские дипломаты только что выдвинули России ультиматум: будут запущены карательные санкции, если до 6 марта она не выведет войска. В четверг, 6 марта, ЕС созывает экстренный саммит по этому вопросу. США к ним присоединяется. Естественно, об упрощении визового режима и налаживании новых торговых отношений можно забыть в случае отказа. А вспомнить про возможность торгового эмбарго, например.
Кризис 2008 года тоже казался концом света. И на военный конфликт российский рынок уже реагировал во время Южной Осетии и Абхазии. Тогда доллар стоил около 23 рублей, а цены на нефть радовали глаз. И даже несмотря на это, индексы падали, а доллар становился дороже.
Паника, охватившая население сегодня, пустые обменники вполне оправданы. Но как и в 2008, сейчас есть выход из ситуации. Когда Уолл стрит находился в новой депрессии, Уоррен Баффет заработал 10 млрд. долларов. В те кризисные годы дальновидный финансист просто купил глубокофишечные компании во время паники, когда акции большинства американских компаний упали до рекордного уровня. Миллиардер Джефф Грин свой основной капитал заработал тоже на том кризисе всего за 18 месяцев. Он предугадал проблемы на рынке недвижимости и поставил на его падение. В итоге Грин заработал 800 млн долларов.
В России тоже масса примеров: парфюмерная сеть «Си эль парфюм» поставила на рынок парфюмерии среднего ценового сегмента. Приобрела в качестве клиентов любителей ароматов Chanel и Givenchy,которые уже не могли позволить заплатить за флакон 3-4 тыс. рублей и увеличила прибыль на несколько миллионов только за первый год кризиса. Компания «Автобистро», занимающаяся поставками оборудования для уличного общепита, во время кризиса также увеличила прибыль: открывать точки и покупать оборудование к ним пришли сокращенные финансисты, банкиры и другие офисные работники. Франшиза «Автобистро» стоила недорого, а прибыль приносила небольшую, но стабильную.
Если вы знаете истории успешного бизнеса для трудных времен, если вы готовы это обсуждать, жду вас в своем блоге. Я предлагаю найти решение вместе, а не предаваться панике.