Анатолий Хуцишвили, один из координаторов Доброго лагеря волонтеров в Крымске.
Расскажи, как вы организовывали работу лагеря, когда только приехали в Крымск?
Приехал я на первом автобусе, в ночь с 9го на 10 июля. Как такового понимания, как и что нужно организовывать, тогда не было – мы просто приехали помогать. На ходу доставали палатки, спальники – с этим нам помогали Алёна Попова и Костя Дихтярь. Следующие несколько дней мы работали ситуативно. Какие-то запросы были от администрации, помогали разгружать приходившие туда фуры, разгружали свои фуры, начали развозить помощь людям, были отдельные заказы на разбор завалов. Все происходило спонтанно. Людей категорически не хватало, где-то кто-то просил помощи, и мы шли и делали.
Когда люди уже начали активно прибывать, встал вопрос об организации большого количества волонтеров для большей эффективности работы. Я тогда сильно обгорел на разборе завала и не мог нормально работать на выездах. Занялся отбором людей, их инструктажем, формированием групп и координацией их работы на самом тяжёлом направлении — разборе завалов и очистке выстоявших зданий от ила и пришедшей в негодность мебели.
Сколько понадобилось времени, чтобы систематизировать работу лагеря?
Фактически это получилось только на третьей неделе существования лагеря в Крымске. Приезжало все больше людей, была нужна координация работы различных служб. Для того чтобы человек смог проявить себя, насколько он готов быть координатором, нужно время, а его катастрофически не хватало — по степени плотности событий и сложных ситуаций каждый день шёл минимум за десять обычных. Да и в случае ошибки с выбором координатора заменить его практически было некем — людей в лагере всегда не хватало. Со временем кто-то понимал, что взял на себя слишком много функций и не справляется, как я, например, и начинал искать себе помощников.
Приходилось решать какие-то новые проблемы, общаться со всей администрацией, полицией, постоянно добавлялись различные организаторские функции. Стало невозможно заниматься напрямую координацией работ по завалам, когда ты, фактически, один из начальников лагеря. Но структура постепенно выстраивалась. Мы получили некоторый опыт, который, несомненно, может быть применим в будущем. Если что-то вдруг случится еще раз, и я окажусь там на месте, совершенно точно не будет того беспорядка, который был в первые дни в Крымске. Теперь есть понимание, как и что делать прямо с первого часа.
Как ты видишь будущее появившегося волонтерского движения? Как оно должно быть организовано, чтобы можно было сразу начать с более эффективной работы?
Люди, которые занимались организацией сбора гуманитарной помощи и отправки её, именно этим и смогут эффективно заниматься – у них есть опыт, они наработали некий алгоритм действий. Те, кто уже организовывал волонтеров на месте, смогут с первых часов правильно построить их работу в следующий раз.
А вот с волонтерами сложнее: необходима глубокая подготовка людей, которые отправляются в зону ЧС. К нам иногда приезжали люди, совершенно не способные выполнять работу, которая от них требовалась в данный момент. В этом плане должна существовать предварительная работа с предполагаемыми волонтерами. Доброволец должен обладать некоторыми навыками и определенным складом ума. В Крымске многие волонтеры нуждались в психологической помощи не меньше, чем потерпевшие. К тому же, существуют разные этапы восстановления после ЧС, и определенные люди будут эффективнее в разные периоды проводимой работы.