Рабочая группа по закону о волонтерах продолжает собирать поправки в законодательство РФ о волонтерской деятельности. Я в свою очередь отдельно собираю поправки, которые касаются деятельности волонтеров на чрезвычайных ситуациях. В пятницу выложим подробный отчет. А пока краткий комментарий юриста о том, какие нормы, регулирующие деятельность волонтеров, уже есть в действующем законодательстве РФ.
«На сегодняшний день в российском законодательстве понятие “волонтер” не определено. В Федеральном законе “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” определено понятие “Доброволец” и “Благополучатель”. В соответствии с указанным законом, Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
Что касается налогообложения волонтерской деятельности…
Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ введен пункт 3.1 в статью 217. “Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения”, который гласит:
3.1) выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи), на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности;
При этом под пунктом 3 в виде суточных понимается 700р в день если по России и 2500 – за пределами России.
Т.Е. возмещаемые добровольцу, безвозмездно выполняющему работы или оказывающему услуги по гражданско-правовому договору, расходы (например, на проезд, проживание, питание) не облагаются НДФЛ. Однако эта льгота касается эта льгота касается некоммерческих благотворительных организаций. Именно в некоммерческих организациях существует такой специфический вид гражданско-правовых отношений — работа добровольцев на безвозмездной основе. Следовательно, именно такие организации могут применить новую льготу по НДФЛ».
Просто для физлиц такого нет. Был бы логичен налоговый вычет, но такого нет – на сегодняшний день их 4 – стандартный, социальный, имущественный и профессиональный. (ни в какие из них волонтерская деятельность не входит). Правда есть официальная позиция (2009 года выпуска) на ответ на вопрос:
Предоставляется ли социальный налоговый вычет по расходам на благотворительные цели, если получтель помощи не зарегистрирован в качестве юридического лица (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
По этому вопросу есть две точки зрения.
Официальная позиция, выраженная в Письме УФНС России по г. Москве, заключается в том, что налогоплательщик, который перечисляет средства на благотворительные цели организации, не зарегистрированной в качестве юрлица, не может воспользоваться правом на получение социального вычета.
В то же время есть пример судебного решения, в котором указывается, что право на вычеты не ставится в зависимость от наличия у получателя помощи статуса юридического лица.
Позиция 1. Предоставление вычета зависит от наличия статуса юрлица
Письмо УФНС России по г. Москве от 19.12.2006 N 28-10/111164 «О вычете по НДФЛ при оказании помощи спортивному клубу, осуществляющему деятельность без юридической регистрации»
В Письме разъяснено, что поскольку спортивный клуб функционирует без госрегистрации и приобретения прав юридического лица, то физические лица, оказывающие ему материальную и финансовую помощь, не могут воспользоваться правом на получение социального налогового вычета.
Позиция 2. Предоставление вычета не зависит от наличия статуса юрлица
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2004 N А42-4619/03-15
Суд указал, что право на вычеты не ставится в зависимость от наличия у получателя помощи статуса юридического лица. Условиями предоставления вычетов являются профиль организации (учреждения) и финансирование (полностью или частично) из средств соответствующих бюджетов.
Т.Е. ситуация, юридически – неясная.
Стоит также отметить, что ФЗ № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» регулирует деятельность волонтеров в зоне чрезвычайных ситуаций. Было бы достаточно лишь внести отдельные поправки в данный закон, чтобы упрочить статус волонтеров в зоне ЧС и обезопасить их труд. Отдельного закона для этого не требуется.