Для многих мам наличие качественных яслей может стать определяющим для всей их дальнейшей жизни. Ясли, а затем и детский сад дают возможность маме не бросать оплачиваемую работу – оставаться финансово независимой. Не удивительно, что после 3 лет отсутствия на работе (а то и больше), вернуться обратно чрезвычайно сложно. Поэтому мамы часто и не возвращаются, становясь зависимыми от чужих источников дохода.
Финансовая зависимость женщины от мужчины значительно увеличивает риски:
- Бедности, особенно в случае развода
- Домашнего насилия
- Совершения преступлений
- Алкоголизма
- Наркомании
- Негативных последствий для ребенка
Часто ситуация такова, что у мамы просто нет выбора – ей необходимо сразу после родов возвращаться на оплачиваемую работу. Так происходит, например, в малоимущих семьях или у одиноких мам. Где оставить ребенка, если няни и частные сады не по карману? Ведь пособие на ребенка после полутора лет – копейки, на которые невозможно прожить. В этом случае надежные, бесплатные ясли жизненно необходимы.
«Создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью рассматривается как важная составляющая часть политики»
Национальная стратегия в интересах женщин
Важно отметить, что уровень образования у российских женщин очень высок. Женщин с высшим образованием больше, чем мужчин. По данным Росстата, 58% российских женщин имеют высшее образование, у мужчин этот процент значительно ниже – 42%. То есть женщина в большинстве случаев может устроиться на работу, которая обеспечит, по крайней мере, минимальный уровень жизни для нее и ребенка.
Ясли. С какого возраста
Формально дошкольное образование в России начинается с 2 месяцев и заканчивается школой (7 лет). В группах для детей до 3 лет осуществляется развитие, оздоровление, присмотр и уход за ребенком, проводится образовательная программа. На практике в ясли (они теперь называются группами раннего развития) берут детей с 1 года или с полутора лет.
«Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений»
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014
Часто можно услышать рекомендации психологов не отдавать детей в детские сады до трех лет. Тем более, ребенок в этом возрасте еще не умеет в достаточной мере обслуживать себя, может плохо перенести разрыв с мамой и выход в социум. Это не так, если ясельные группы в детском саду организованы правильно, с учетом всех особенностей раннего возраста, а за детьми смотрят высококвалифицированные специалисты. Во многих странах детей отдают с 1 года без негативных последствий.
Хотели как лучше, а получилось как всегда
Но основная проблема даже не в том, хочет мама отдать ребенка с раннего возраста в детский сад или нет. Полноценных ясельных групп полного дня в России практически не осталось, не говоря уже об их качестве. Как ни странно масло в огонь добавил указ президента № 599 от 7 мая 2012 г. (один из так называемых «майских указов»), который поставил задачу обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В указе говорится именно о детях 3-7 лет и ничего не сказано о детях до 3 лет. Исходя из этого, чиновники ринулись решать поставленную задачу во многом за счет ликвидации ясельных групп. Но даже за счет этого решить проблему очереди для детей 3-7 лет не смогли. По данным Росстата, на начало 2016 года в очереди в детские сады все еще находились 192 800 детей в возрасте от 3 до 7 лет. При этом очередь из детей до 3 лет составляла 2 818 800. Таким образом, проблему одних детей решают за счет других детей.
В результате непродуманной оголтелой борьбы чиновников с очередью детей 3-7 лет:
- Ликвидировали ясельные группы
- Обычные группы оказались переполненными
- Здания, находящиеся в аварийном состоянии, все еще эксплуатируются
- В нарушение действующего законодательства 10 300 работников детсадов не имеют среднего профессионального и высшего образования
- Усложнили правила записи — зачастую требуют постоянную или временную прописку
- Под детские сады чиновниками приобретали здания, не приспособленные для размещения детей
Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем – муниципалитетом/городскими властями. Они сами решают, кого брать в детский сад, а кого нет. Так что ликвидировали ясельные группы быстро и без хлопот.
«Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях»
Конституция Российской Федерации. Статья 43. Пункт 2
Ситуация с местами в ясельных группах от региона к региону сильно меняется. Но проблема не решена ни в одном. Как правило, даже если мама встает в очередь еще до рождения ребенка, это не гарантирует получение места. В некоторых регионах очередь не подойдет никогда, так как практически все ясельные группы были ликвидированы.
По данным Росстата, на начало 2016 года ясли в России посещали лишь 18.4% детей в возрасте до 3 лет, а в электронной очереди в ясли находились 48.8% детей этого возраста. Родители остальных 32.8% детей до 3 лет или не хотели пользоваться яслями, или их не устраивало качество, или не видели смысла записываться в такую огромную очередь.
Согласно данным OECD, России есть, на кого равняться. Например, в Дании 65.2% детей в возрасте до 3 лет посещают ясли, Норвегии — 55%, Франции — 51.9%, Швеции — 46.8%.
Чиновники обещают, что проблема очереди из детей до 3 лет тоже будет решена. Правительство даже готовит отдельную программу по вводу новых ясельных групп. Но пока это только планы, которые на фоне сокращение социальных расходов могут так и остаться на бумаге.
«Ожидаемые результаты: обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей»
Национальная стратегия в интересах детей
Пример – Москва
С началом исполнения майского указа московские власти просто изменили форму записи в детские сады на сайте госуслуг. Записать ребенка до 3 лет в детский сад стало технически невозможно. Ясельные группы были упразднены во многих московских детсадах осенью 2013 года.
Для детей младше трех лет предусмотрены только группы «кратковременного пребывания» — по 2-3 часа три раза в неделю. Поэтому никаких условий для работы мамам они не создают. Это лишь пример одного из регионов – также поступили и многие другие.
«Более 60 тыс. сельских населенных пунктов (с численностью населения до 5 тыс. человек), где проживает почти 400 тыс. детей дошкольного возраста, не имеют детских садов. Из-за отсутствия транспортной доступности многие дети, проживающие в сельской местности, дошкольные организации вообще не посещают»
Счетная палата
Няни и частные детские сады
Проблема отсутствия яслей решается путем найма няни. Но здесь много своих сложностей. Во-первых, няня стоит дорого, особенно на полный день. Зарплата няни в итоге может быть равной, а то и превышать зарплату работающей мамы. Во-вторых, найти проверенную квалифицированную няню чрезвычайно сложно – даже при высокой цене они очень востребованы, буквально на вес золота. При этом профессиональных нянь никто не готовит. Многие пытаются найти няню с высшим педагогическим или медицинским образованием, но это чрезвычайно сложно.
Именно огромная индустрия нянь при их низкой квалификации демонстрирует именно ужасное состояние или полное отсутствие ясельных групп в детских садах. Например, в Норвегии профессия няни практически исчезла в результате эффективной работы ясельных групп.
Второй вариант – частные детские сады. На полный день они обойдутся дешевле няни, но тоже будут стоить недешево. При этом частный детский сад может оказаться очень далеко от дома, а в его качество вызвать сомнения.
Третий вариант – бабушки и дедушки ребенка. Но мы этот вариант не рассматриваем как решение проблемы. В семьях могут быть разные ситуации, людям в возрасте сложно брать на себя такую нагрузку, многие бабушки и дедушки, у которых еще много сил, зачастую сами продолжают работать.
Что делать?
- Построить необходимое количество детских садов с ясельными группами. Ликвидировать очередь для детей в возрасте от 1 до 3 лет
- Обеспечить уход за ребенком в течение полного дня (12-часового пребывания) и продленного дня (13-14 часов пребывания)
- Создать и следить за выполнением стандартов качества в ясельных группах
- Обеспечить подготовку высококвалифицированных социальных нянь