Как можно было получить деньги на проекты  раньше? От ангелов, от фондов, в банке, занять у друзей. Я не открою Америку, если скажу, что сейчас тренд — микрофинансирование от большого числа пользователей, которые фактически дотируют проект.

Тон задала площадка kickstarter.com.

 

Как это работает: если нравится проект, вы перечисляете на него деньги с помощью смс, онлайн платежных систем и т.д.  Да не важно как.  Вы в проект верите и можете его профинансировать. А если Вас таких сотни или тысячи, то сумма может получиться весомой для стартапа. Встает вопрос: зачем Вам вкладывать туда даже свои 2 копейки? Есть два варианта: по результату собранных денег Вам выделяется пропорциональная доля в проекте, ну или такого не происходит, а Вы просто дотировали этот проект.

 

Я давно хочу оттестировать модель Кикстартера в России. Понять, этот тренд является рабочей моделью или нет. Да, Алексей Навальный собрал денег на Роспил именно таким способом, НО: есть два варианта.

 

1) Деньги ищет известная личность на вполне нишевый для своей ЦА проект,
2) И личность неизвестна, и проект новый.

 

Меня как раз больше интересует второй вариант. Ибо с первым все ясно: мое доверие к личности велико и своих 100 рублей мне не жаль, а уж на благое дело тем более) . Конечно, то, что есть практика мировая (И Викиликс, и Википедия именно так собирали деньги). То, что есть Алексей и его Роспил — тоже не может не радовать, ибо модель показала себя эффективно.

 

Вообще тренд микроинвестиций от толпы позитивен и с точки зрения оттачивания самой идеи. То есть, Вы понимаете, нравится ли проект аудитории,и если да — сразу получаете ядро, заинтересованное в росте. То есть фактически промо да еще и за счет этих людей, на которых этот PR по факту рассчитан. Если бы такой модели еще не было, ее стоило бы придумать.

 

Но о практиках. Помимо Кикстартера, есть отличный пример — 33needs . Особенно радует вот что: «Социальные стартапы публикуют свои «потребности»: сколько денег они планируют получить, какие проблемы или задачи собираются решить и каким образом они собираются осуществить свои планы. Причем подкрепляя свои доводы видеороликами, чтобы помочь распространению своих слов вирусным путем. Люди могут инвестировать 10$, 100$, 1000$ или больше в обмен на то, что в будущем получат долю в профинансированной компании и обещанный процент дохода на свои инвестиции в течение оговоренного периода времени, в случае достижения стартапом поставленных целей.» И это именно тот вариант, когда ни человек, ни компания не известны. То есть, не случай Алексея Навального.

 

У нас тоже есть по крайней мере несколько известных мне проектов, пытающихся применить эту модель. http://s-miru-po-nitke.ru/ и http://www.time-to-start.ru/. Пока они достаточно сырые, но с учетом отличия нашего рынка от Западного, можно подождать еще полгода. Хотя по факту, чтобы раскрутить эти модели, надо потратить существенные суммы на маркетинг.

 

И опять мои НО. Я же верю в то, что в какой-то части этот механизм может так или иначе заработать. Пусть не 50 000 евро, но 5 или 10 000 собрать вполне можно. Поэтому в нашем новом проекте, агрегаторе всех стартапов в сфере gov2.0, gov2project.ru мы как раз этот тренд эксплуатируем. То есть, если проект внушает доверие, то в него можно проинвестировать от 30 рублей. Для этого у нас на gov2project будет и видео о проектах. и их цели, и их блоги.

 

Краудфандинг я также включила в нашу благовторительную площадку. Я полагаю, что как раз микропожертвования могут быть более чем необходимы социальным проектам, ибо это не бизнес и история- взять денег у фонда-тут не работает. Хотя есть у меня для этой площадки несколько коммерческих проектов. Но условие для них- это обязательное отчисление части дохода на благотворительность.

 

В общем-то я могу оказаться и не права. Но все-таки аудитория рунета уже приучена к микроплатежам в социальных сетях, играх, небольшой процент осилил даже электронные платежные системы. Так что рада буду, если Вы примите участие или поможете мнением или советом.

 

Поделиться статьей: