Соседские сообщества. Зачем они нужны?
Район, в которых мы живем — это не только место, где мы спим и едим. Это пространство для самореализации. Здесь мы сначала сами растем и воспитываемся, формируемся окружающей средой, а затем создаем собственную семью, воспитываем своих детей в том же дворе, где росли мы.
Район — это среда, где мы проводим досуг, покупаем продукты и бытовые услуги, удовлетворяем свои потребности в общении, приобщаемся к культуре.
Недавнее исследование «Археология периферии», подготовленное по заказу Московского урбанистического форума, показало, что жители окраинных районов в Москве не так сильно нуждаются в центре города, как принято думать. Большинство предпочитает проводить свободное время вблизи от дома (в своем районе — 46%, в центре — только 14%), а около 3/4 жителей агломерации каждое утро остается дома, либо в непосредственной близости от места своего проживания.
В общем, в современном мире все больше людей проводят время дома, где теперь много возможностей для отдыха и работы благодаря интернету, технологиям, развивающейся инфраструктуре в шаговой доступности. Так или иначе место жительства становится средой, в которой люди хотят себя чувствовать уютно, иметь больше возможностей для самореализации. С соседями вольно или невольно находится множество общих интересов. Все это создает предпосылки для организации локальных соседских сообществ, которые защищают интересы района.
Еще в 1920-е годы ярко проявились созидательные возможности соседских сообществ, когда они стали для многих «мастерскими демократии», и это их значение не потеряло своей актуальности и сегодня.
Сейчас соседские сообщества – это еще и «мастерские экономического возрождения». И это наглядно показывает наш проект «Бизнес по-соседски», где предприниматели благодаря локальным сообществам рассказывают про свои бизнесы и ищут клиентов себе среди соседей.
Концепция развития местных сообществ через самоорганизацию жителей может стать исключительно мощной идеей преодоления не только социального неравенства и социальной напряженности, но и страхов перед глобализацией, если вы их испытываете. Взять опять же проект «Бизнес по-соседски»: благодаря ему вы можете покупать продукты не в супермаркетах, а в соседских магазинчиках, питаться не в «Макдональдсах», а в кафе, владелец которого – ваш сосед, одеваться не в торговых центрах, а заказывать одежду у местных мам.
Плюсов соседских сообществ масса. В связи с этим европейские власти все смелей идут к децентрализации муниципальных функций, передавая их туда же – на уровень общин, в сферу общественного самоуправления. Они способствуют созданию ассоциаций жителей, собственников жилья и квартиросъемщиков, чтобы через их коалиции и ассоциации, общественные палаты, комиссии, советы налаживать партнерские отношения для выполнения совместных проектов с объединениями жителей.
Но это долголетний процесс даже для Европы, отмечают эксперты: территории не всегда готовы к такому организованному взаимодействию. Люди не сразу понимают, что от них требуется и как этого добиться, а территории компактного проживания – еще далеко не общины. Чтобы в спальном районе создать общину, жителе надо расшевелить, убедить, организовать…
Естественно, трудно будет такой опыт реализовать у нас. Конечно, потребуется некоторая адаптация технологий. Но в принципе механизм взаимопомощи в рамках локальных сообществ в немалой степени работает и у нас уже сейчас. Мы в этом много раз убеждались, когда спасли жертв домашнего насилия, когда вытаскивали мам из капкана валютной ипотеки, когда помогали и помогаем уволенным мамам найти работу или открыть свое дело, когда знакомим районный бизнес с соседями и предоставляем людям скидку. Везде люди готовы помогать друг другу, знакомиться, дружить, обмениваться полезной информацией.
#бизнеспососедски #соседи #локальныесообщества #район#своедело