Член комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по трудовым отношениям, социальной политике и качеству жизни граждан Сергей Марков направил обращение к главе государства с предложением учредить должность уполномоченного по правам женщин при Президенте РФ. Предложение сразу же подверглось критики со стороны ряда экспертов, которые отмечали, что в России уже есть уполномоченный по права человека, ребенка, бизнесмена, и не имеет смысла учреждать еще и должность женского омбудсмена – по такой же логике, по их словам, далее должны появиться уполномоченные по правам мигрантов, пенсионеров и конечно же мужчин, что, однако, проблем вышеназванных групп не решит. На вопрос, зачем же в России нужен женский омбудсмен и какова должна быть его программа, легко ответит любой общественный деятель, который ни один год занимается защитой прав женщин. Вот 10 причин и программа действий исходя из моего многолетнего опыта борьбы за права женщин.

1. В России женщин больше, чем мужчин. При этом женское население также растет значительно быстрее мужского: сегодня на 1000 мужчин в стране приходится 1159 женщин. То есть женщины – это не какая-то узкая группа людей (бизнесмены, мигранты, заключенные), а наибольшая часть страны. При этом в России до сих пор не существуют ни одного национального механизма по защите прав женщин.

2. Женщина с ребенком в России относится к самой бедной категории населения. Доля женщин в возрасте от 31-54 лет (в самом расцвете сил) в структуре малоимущего населения в 2012 году составила 27,7%. За 10 лет эта цифра практически не изменилась. Самыми нищими у нас являются матери с детьми до 3-х лет.

3. Рожать в России – значит пойти на большие финансовые риски и не быть защищенным государством. Достаточно сказать, что размеры пособий в 83 субъектах для «нуждающихся» семей составляют от 200 до 400 рублей. По-прежнему существуют огромные очереди в детские сады. Во многих городах перестала быть бесплатной школьная продленка. Любые проблемы детей также ложатся на плечи женщин.

4. Женщине, планирующей ребенка, достаточно проблематично не только найти работу, но и восстановить квалификацию после декретного отпуска. Несмотря на то, что родившая женщина решает демографическую проблемы страны, государство не применяет практически никаких эффективных инструментов по обратному включению матерей в экономику страну. К примеру, на бирже занятости отсутствуют бесплатные курсы доп.образования, которые помогли бы женщине вернуть и повысить квалификацию. Отсутствуют госпрограммы по бизнес-мотивированию женщин.

5. Матери-одиночки вынуждены прибегать к стандартным рисковым инструментам приобретения жилья – ипотеке, в том числе валютной, которую с трудом могут позволить и полные семьи с относительно высоким доходом. Материнский капитал никак не сопоставим с ценами на жилье, а государственные программы затрагивают лишь малую часть граждан — так, в отчете о реализации программы «Жилище» говорится об улучшении жилищных условий лишь 97,9 тыс. участников программы. Но это капля в море, учитывая, что в России почти 41 млн домохозяйств.

6. Законодательство устроено таким образом, что женщина, подвергшаяся домашнему насилию, несмотря на свое психологическое состояние, должна самостоятельно доказывать в суде, что стала жертвой преступления. В результате этого 90% заявлений по домашнему насилию забираются назад потерпевшими. При этом более 60% преступлений против личности женщины совершается именно по бытовым мотивам, в семье. В год от домашнего насилия гибнет 12-14 тыс. женщин.

7. Женщина не только должна в суде самостоятельно доказывать, что стала жертвой насилия, но и при разводе отстаивать свое право на часть семейного имущества. Несмотря на то, что Гражданский и Семейный кодексы устанавливают режим общей совместной собственности супругов, при осуществлении регистрационных действий из правоустанавливающих документов на объекты права собственности абсолютно не следует, что это именно общая собственность. Поэтому женщине приходится идти в суд. А это деньги, нервы и время.

8. Женщины живут дольше, поэтому правительство предлагает установить возраст «дожития» женщин больше, чем у мужчин, что приведет к сокращению пенсий для женщин на 20%. Налицо — дискриминация.

9. Женщины практически не допущены к высоким управленческим постам государственного уровня. У нас есть только два губернатора-женщины и не было, к примеру, ни одного премьер-министра женщины.

10. У нас в стране живет 143,5 млн человек. Нарушения прав человека происходит постоянно. Один уполномоченный по правам человека не в состоянии обеспечить защиту всех категорий граждан. Также проблемы дискриминации женщин не по плечу решить множественным НКО. Женский же омбудсмен, обладая мощными полномочиями, получит возможность именно комплексно сосредоточиться на самых острых направлениях дискриминации женщин – это семейное право, бытовое насилие, трудовое право, включенность женщины в экономические и управленческие процессы, образование.

Для решения каждой из перечисленных проблем уже существуют соответствующие проекты законов, большие программы федерального и регионального уровня и компетентные кадры, не один год занимающиеся проблемами женщин. Для старта этого комплекса действий нужен грамотный лоббист с необходимыми полномочиями. Им бы и мог стать женский омбудсмен.

Поделиться статьей: