Перед Новым годом мы с Ильей Пономаревым начали сбор «народных предложений» о том, как решить проблему сирот в России. Сегодня мы подводим итоги коллективного мозгового штурма и выносим на обсуждение предложенные поправки в законодательство. Также будем продвигать ваши предложения для включения их в общефедеральную программу «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Все собранные предложения я направила Анастасии Супрун, президенту благотворительного фонда «Дети России – Будущее мира» . Полгода назад мы с Настей вносили на рассмотрение профильного комитета Государственной думы вариант закона о постинтернатном сопровождении детей. Теперь Настя изучила предложения, которые мы получали с Ильей. Она считает, что большинство замечаний и предложенных мер заслуживают дальнейшего рассмотрения при работе над созданием программ по поддержке семей, имеющих кровных детей, а также механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан, желающих принять в семьи и воспитывающих приемных детей. Иными словами, все предложенные вами меры направлены на поддержание детей в замещающих семьях и кровных многодетных.
Для начала несколько общих моментов, основанных на ваших предложениях и комментариях специалистов:
1. Сегодня рано говорить о полном отказе от государственных учреждений. На период проведения «карантинных» мероприятий они нужны. Затем возможно размещение детей в замещающие семьи. По наблюдениям специалистов около 10% выпускников успешно интегрируются в общество, и признавать «полностью» неэффективной систему общественного воспитания нельзя, однако факты ее ничтожной эффективности на лицо. Реформирование системы общественного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо начинать незамедлительно. По мере размещения детей в замещающих центрах необходима постепенная реорганизация части государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создав на их базе центры сопровождения семей, приюты для мам с детьми, центры образования и реабилитации, оставив для временного размещения лишь наиболее малокомплектные учреждения, изменив условия пребывания и приблизив их к проживанию детей в обычных семейных условиях.
2. Лишение родительских прав должно быть исключительной мерой, когда все программы, направленные на поддержку и сохранение семьи, не дали положительного результата. Необходимо разработать изменения в законодательство, направленные на то, чтобы лишение родительских прав или ограничение в правах не следовало автоматически за отобранием ребенка из семьи, и не было возможным без длительной профессиональной работы по ее восстановлению. Чтобы само отобрание ребенка из семьи стало лишь крайней мерой в кризисной ситуации, в ситуации реальной опасности для ребенка, которое также в обязательном порядке предполагает экспертную и профессиональную работу с семьей для повышения возможности скорейшего возвращения ребенка в семью.
3. Необходимо создание центров реабилитации семей, состоящей из разветвленной и многопрофильной системы услуг для семей и служб помощи (а не только контроля), адекватных реальным ситуациям и потребностям семей.
4. Нужна инициатива по внесению изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство в части поддержки семей (в том числе замещающих), воспитывающих детей, патронатной семьи. Развивая институт замещающей семьи, обязательно создавать Центры по их профессиональному сопровождению. Для этого надо растить, развивать, привлекать, поддерживать эти семьи – сопровождать их. Для детей-инвалидов, для детей с особыми потребностями, необходимо организовывать семейные формы ухода и сопровождаемое проживание после достижения совершеннолетия.
5. Целесообразно принять на федеральном уровне Положение о патронатной семье.
6. Необходимо расширение сферы социально-значимой проектной деятельности общественных организаций в решении проблем социальной защиты семьи и детства, общественного контроля условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях общественного воспитания и замещающих семьях.
7. Необходимо разработать механизмы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов, ввести институты наставничества в отношении этих детей и лиц из их числа, в трудовых коллективах.
8. Необходима подготовка и переподготовка кадров в сфере защиты прав и интересов детей на основе межпрофессионального, междисциплинарного подхода.
9. Нужно развивать информационно-образовательное пространство по проблемам семьи и детства с целью повышения образовательного уровня населения и формирования в обществе понимания значимости семьи, ее роли в воспитании детей, необходимости развития и укрепления семейных традиций.
Ваши предложения мы разделили на несколько категорий, но цель у всех одна: улучшить жизнь многодетных семей, детей-сирот, повысить мотивацию граждан на создание замещающих семей и улучшение демографической ситуации в стране.
Налоговые льготы.
Пришло очень много предложений в части налоговых льгот. Если предложения о налоговых вычетах на лекарства, сиделок, нянь и пр. вряд ли могут вызвать вопросы, то, например, введение налога на бездетность для мужчин и женщин (в размере 2% от дохода по достижении 28 лет) – весьма конфликтная тема, которая требует дополнительного обсуждения с общественностью. Кроме того, вводить дополнительный налог, когда в стране такой уровень коррупции – бессмысленно.
Очень хорошее предложение о том, что налоговые льготы нужны просто за детей (любых), где в семье с одним ребенком у одного родителя 10% от зарплаты не облагается налогом, с двумя детьми – 20% и т.д. (проценты не рассчитывались). Текущая, не облагаемая налогом тысяча рублей (т. е. 130 рублей на руки) налоговой льготы на одного ребенка, выглядит издевательством, а бумажной волокиты намного больше, чем пользы от этих 130 рублей.
Общее снижение обязательных выплат в бюджет для малого бизнеса и снижение налоговой нагрузки регионов в пользу центра и повышения их самостоятельности в плане расходования собранных средств.
Жилье, коммунальные услуги, патронат, профессиональные родители, церковь, детские дома
Льготы в сфере коммунальных услуг регламентируются региональным законодательством, и во многих регионах уже есть какие-то подвижки в этой сфере.
Пришло много предложений о разных субсидиях на квартплату, вплоть до льготных кредитов на расширение или приобретение жилплощади. Также предлагают ввести льготы на оплату электричества, телефона, бесплатно проводить интернет. Льготы должны действовать, пока ребенок находится в семье, и не достиг совершеннолетия (в случае, если он дееспособен, если нет – в течение всей жизни).
Много предложений о беспроцентных кредитах по ипотеке или погашению части ежемесячного платежа в течение срока опеки. Таким образом, родители не смогут взять кредит на льготных условиях, а потом от ребенка отказаться.
Хорошее предложение о выделении бесплатных участков под строительство дома. Не обязательно тех, которые стоят на кадастре, а, например, семья нашла понравившееся место, и если оно свободно, пригодно для индивидуального жилищного строительства, то предоставляется бесплатная возможность оформления участка под ИЖС и передача в собственность без аукциона. Многие семьи в состоянии построить дом (своими силами, либо с помощью друзей, родственников или волонтеров), но не могут приобрести землю. Однако мы считаем, что в собственность участок должен быть оформлен на детей по достижению ими совершеннолетия, чтобы избежать корыстных целей «бизнес-усыновителей». Но лучше совместить эту идею с предложением о домашних детских домах.
Семье или приемному родителю, возможно, уже имеющим своих детей, дают возможность работать профессиональными родителями. Семья усыновляет (берет под опеку) около 10 детей, им дают небольшой коттедж и зарплату. Поселок коттеджного типа объединяет несколько таких семей. Соответственно, привлекаются для работы психологи, учителя, волонтеры и пр. Некоторые хотели бы работать родителями, значит надо создать для этих людей условия. Домашние детские дома – весьма актуальная тема. В таких «профессиональных» семьях детям комфортнее, чем в казенном доме. Им выделяют жилые дома и выплачивают содержание за каждого ребенка.
Все это связано с необходимостью проводить работу по разукрупнению имеющихся детских домов, создания для воспитанников условий, приближенных к домашним. Этим целям соответствуют Деревни SOS, детские деревни и др. формы размещения патронатных семей.
Также возможно узаконить право создания приютов для детей-сирот при церковных приходах. РПЦ могла бы взвалить на свои плечи проблему детей-сирот от 11 лет и старше.
Деньги (эти меры регламентируются региональным законодательством, в некоторых подобные уже приняты).
Материальное стимулирование также регламентируется региональным законодательством, и в некоторых подобные меры уже приняты.
Один из участников мозгового штурма предложил механизм, который исключает присвоение бюджетных средств и создание системы «бизнес-усыновления»:
«Открывать счет, где есть оговоренная сумма. Ежегодная, перечисляемая из бюджета в качестве помощи ребенку. Привязана к нему карта (банк эмитент — специально уполномоченный), с которой невозможно снять наличные НИКАК. В клиниках, больницах, молочных кухнях, и т.п., где обычно получают дети помощь, банк устанавливает аппараты для безналичного списания с этих карт (возможно, не только этих, а любых). Это он сделает (можно 50/50 с государством) в обмен на доступ к такому финансовому ресурсу. В результате, государство помогает и может контролировать вместе с приемной семьей расходование этой помощи, медики получают средства сразу на счет (то есть на этапе передачи денег невозможно ничего украсть), ребенок и семья получают гарантированную помощь».
Еще одно популярное предложение — прибавка к пенсии родителей. Также предлагают приравнять усыновление к рождению второго ребенка с выплатой материнского капитала.
Отдельно стоит вопрос коррупции в контексте решения проблемы сирот. Люди предлагают перераспределить бюджетные средства в пользу замещающих семей:
«Государство тратит около 40 тысяч рублей в месяц на одного ребенка, содержа его в детском доме. Вот именно эту сумму и нужно отдавать семье, которая его возьмет (в любом регионе это серьезный финансовый стимул — на эти деньги можно достойно растить ребенка)».
«Выплачивать родителям те деньги, которые государство тратит на содержание ребенка в спец. учреждении. Сразу закончатся все распилы бюджета — если это встанет под контроль родителей усыновивших ребенка и по их желанию».
Кроме того, необходимо стимулировать не только усыновителей, но и работников детских домов и социальных служб. Нужно повысить им зарплаты и разработать стимулирующие меры для персонала с хорошими показателями (за каждого переданного на воспитание в российскую семью в форму усыновления, под опеку, в приемную семью).
Мотивация, стимулирование, пропаганда, профилактика
Проблема усыновления не только в деньгах и льготах, но и в отсутствии традиции. Наши граждане не привыкли примерять на себя возможность стать приемным родителям, предвзято относятся к детдомовским детям (дети алкоголиков, яблоко от яблони), и для большинства мотивация усыновителей непонятна. Нужна серьёзная и длительная пропагандистская кампания, разъясняющая, что взять ребёнка из детдома — это нормально, престижно, и что это просто такой способ завести ребёнка, который ничем не хуже, чем родить самим. Особенно важно мотивировать людей брать взрослых детей (детсадовского и школьного возраста). Аргументы для этого могут быть разными: вам не придётся не спать ночами, менять подгузники и пелёнки, общаться с большим ребёнком гораздо интереснее, вам бесплатно помогут профессиональные педагоги, психологи и социальные службы.
Нужны передачи на ТВ: ток-шоу, истории реальных семей, социальная реклама, художественные фильмы, затрагивающие эту тему. Нужны заявления первых лиц государства, объявляющих устройство детей в семьи «приоритетным национальным проектом», лучше всего с личными примерами. Необходимо формировать позитивное отношение общества к принятию в семью ребенка – сироты в любой из имеющихся форм устройства (усыновление, опека, приемная семья).
В основном надо сосредоточиться на больных детях-сиротах и инвалидах. Именно эту категорию детей поставили под удар. Здоровых детей усыновят, а этих нет. Поэтому стимулирование должно быть направлено в первую очередь на тех, кто их возьмет.
Помимо того, чтобы стимулировать усыновление, как минимум надо параллельно начать работу по профилактике отказа от детей. Выяснить, какая категория людей чаще всего отказывается, почему, от каких детей, и так далее, а теток в роддомах, которые криком орут матери новорожденного инвалида, чтобы она срочно писала отказ и у нее еще будут дети — увольнять без выходного пособия и права занимать какие-либо должности, где предполагается общение с людьми (речь идет о системе мер по сохранению и поддержке кровной семьи).
Помимо проблемы усыновления в срочном порядке необходимо решать ситуацию с сексуальным насилием между детьми. Нужно подумать над реорганизацией детских домов:
— должны быть группы, в которых будут жить не больше 6-8 детей, и у каждого ребенка должна быть своя комната;
-в самом детском доме общее количество детей не должно превышать 30 человек;
-в случае, если в детском доме имеется более 2-3 групп, то в нем должны проживать или одни мальчики, или одни девочки;
-не допускать ,чтобы в детском доме была и школа, а дети должны посещать общеобразовательную школу.
Бюрократия и органы опеки, суды, общественные организации, волонтеры
Оформление документов со слов экспертов и многих усыновителей, не такое сложное на деле, как кажется на первый взгляд. Большинство справок исключить из списка нельзя, так как должна быть уверенность, что ребенок передается в надлежащие руки и условия. Перечень документов составлялся с учетом интересов ребенка. Однако ускорить процедуру получения документов необходимо. Органы опеки должны помогать в этом, а не третировать.
Для этого необходимо «перестроить» органы опеки. Они должны видеть себя помощниками, а не контролерами или карателями. Контроль нужен намного реже, чем помощь.
Система опеки должна стать более прозрачной. Нужно создать общественные наблюдательные советы, которые имели бы право доступа в детские дома и прочие учреждения, а также должна быть создана публичная статистика по заболеваемости и смертности в детских домах (в том числе в разрезе регионов и конкретных учреждений).
Другие предложения
Детские путевки на юг, в пионерские лагеря.
Отпуск ребенку (дорога и и прочее) за счет государства хотя бы раз в год.
Предоставлять государственные дачи в пользованием таким семьям.
Бесплатная выдача памперсов и детской одежды при необходимости.
Страхование жизни родителей и детей за счет государства, а также трудоспособности одного из родителей.
Обеспечение бесплатными школьными принадлежностями.
Создание центров по развитию детей-инвалидов, где, в том числе, будут развиваться их творческие и интеллектуальные способности. Ребенок не должен существовать, а должен жить.
Бесплатный проезд.
Льготы и субсидии на приобретение автомобиля.
1-2 раза в год – бесплатные перелеты по стране.
Полное бесплатное медицинское обслуживание усыновленных (мульти-полис для всех клиник).
Нужно организовать быстрое и удобное прохождение медицинского освидетельствования: договоры с поликлиниками, медцентрами.
К детям инвалидам нужно прикреплять медсестёр, которые помогали бы приёмным родителям на регулярной основе.
Лечение и сиделка при необходимости.
Бесплатная любая медпомощь, медикаменты, протезы.
Обязать проголосовавших за закон депутатов оплачивать содержание не менее одного тяжёлого ребёнка-инвалида.
Мы не заканчиваем сбор предложений, и в комментариях оставляйте свои пожелания и, самое главное, аргументированную критику того, о чем написано выше. Также мы начинаем работу с широким кругом экспертов по данному вопросу и приглашаем к сотрудничеству в подготовке законопроекта.