13 декабря состоялся первый в России WOMEN INVEST DAY при поддержке Российской венчурной компании и Центра предпринимательства США-Россия. Организатором форума стало сообщество и бизнес-инкубатор Startup Women.

 

Зачем нам все это?

 

Некоторые организации, с которыми мы пытались договориться о партнерстве по WOMEN INVEST DAY, первоначально с недоверием отнеслись к этой затее: «А пусто в зале не будет?», «Чем женские инвестиции отличаются от мужских?», «Зачем собирать на питче только женские проекты?». Так вот, пусто не было. За день мероприятие в Центральном Доме Предпринимателя посетили более сотни человек. Конечно, подавляющее большинство из них составляли девушки со своими проектами: об этом красноречиво свидетельствовали красные бейджи-индикаторы («Ищу инвестиции»).


А теперь о том, почему мы сочли нужным не идти на поводу у пессимистов и сделать WOMEN INVEST DAY таким, каким его видели с самого начала: уникальным, интересным и профессиональным днем поиска инвестиций в женские проекты. Во-первых, где еще можно увидеть такое количество активных успешных женщин, заинтересованных в новых технологиях и идеях для бизнеса? Лично мы ни на одной  стартап-конференции за последний год такого не видели. Из-за того, что женщин на подобные события приходит мало, кажется, что их вообще будто-бы и нет. На самом же деле, как правильно отметил в начале секции «Инвестиции» генеральный директор Центра Предпринимательства США-Россия (стратегический партнер форума) Виктор Седов, женщины в России составляют важнейший предпринимательский ресурс, потому что они «больше стремятся к образованию, более дисциплинированы» и так далее. Во-вторых, на наш взгляд, персонализированный подход к аудитории дает свои плоды: на подобные форумы люди приходят за возможностью получить экспертизу в камерной обстановке от спикеров и инвесторов, показать себя, свои проекты и даже найти новых клиентов (для тех бизнесов, у которых целевая аудитория — женщины). Поэтому мы не гнались за тысячами гостей, но собрали самых активных участниц сообщества и самых «профильных» спикеров. Нам это удалось! Мы с нетерпением ждем от вас откликов, критики и советов на будущее.

 

Что обсуждали?

Форум начался с приветствия партнеров и организаторов. Гульнара Биккулова,  директор по маркетингу ОАО «Российская венчурная компания» отметила: «Очень важно работать с разными группами инноваторов. РВК уже активно развивается свою сеть в регионах, сотрудничает с ВУЗами». Существует также отдельная потребность вовлечь женщин в инновационную деятельность, так как они, по словам Виктора Седова, генерального директор Центра предпринимательства США-Россия, обладают огромным потенциалом.

В рамках WOMEN INVEST DAY всю активность мы разделили на три части: «Инвестиции» (все, что нужно знать инвестору), «Женские ниши для бизнеса» (электронная коммерция, мобильные приложения и медиа) и питч отобранных проектов.
О том, как и куда грамотно инвестировать, рассказала Наталья Смирнова, руководитель собственной консалтинговой практики в области финансов («Персональный советник»). По ее мнению, не стоит «складывать все яйца в одно корзину». Главное в планировании собственных вложений — их диверсификация, причем не только по типу инвестиций (недвижимость, венчур и так далее), но и по странам, в которые вы вкладываете свободные средства.

Анна Брусницына, директор бизнес-инкубатора «Синергия» поделилась несколькими советами о том, что почитать начинающему венчурному инвестору или просто желающему разобраться в этой отрасли. В рекомендуемый ею список для чтения вошли такие книги, как: «Венчурное инвестирование от А до Я» Вадима Котельникова, «Введение в венчурный бизнес» (искать на сайте «Венчурной России»), «Венчурные и прямые инвестиции в России: теория и десятилетие практики» Павла Гулькина, «Венчурный бизнес» Кэтрин Кемпбелл (на русском языке), «Венчурное предпринимательство. Франчайзинг» Семена Ягудина, книги Роберта Кийосаки и др.

О том, как, грамотно оценив все риски, выбрать себе инвестора, рассказала Екатерина Терентьева, Директор Центра технологий и инноваций PwC (партнера форума), о перспективных нишах на рынке интернет-стартапов рассказала Татьяна Цветкова (Fast Lane Ventures), об оценке проекта на посевной стадии рассказал Владимир Тарханов (Softline Venture Partners).


С большим интересом аудитория отнеслась к выступлению одной из основательниц онлайн-сервиса бронирования путешествий Travelmenu Кэтрин Букенмейер. Кэтрин рассказала о том, как ее команде удалось привлечь инвестиции от фондов Almaz Capital и Runa Capital   на сумму 1,6 миллиона долларов. Кэтрин посоветовала с особым вниманием отнестись к посещению профессиональных мероприятий и формированию команды — ведь именно в нее, по сути, вкладывается инвестор на той стадии, когда успех проекта еще не очевиден.

Что касается выступлений в секции «Новые «женские» ниши для бизнеса», то здесь мы старались дать как можно больше практических рекомендаций. Так, например, Ольга Ляховец (Shoes of Prey) рассказала о том, какие возможности для создания собственного бизнеса можно использовать на российском рынке кастомизированных товаров (по ее словам, это «непаханое поле»), а Леонид Глузман (Zina.ru) развенчал мифы о перенасыщенности купонного рынка. В свою очередь, Аскар Рахимбердиев (МойСклад) поделился полезными инструментами для организации бесперебойной работы стартапов в e-commerce.

О том, какие потенциально интересные для женщин ниши существуют на рынке мобильных и iPad-приложений, рассказал Георгий Белоцерковский (G&G Dynamics).

Главными трендами в медиа, где традиционно занято много женщин,  поделилась Мария Шевцова (Digital Media Partners). Ну, и наконец, специальным гостем WOMEN INVEST DAY стала Наталья Синдеева, которая очень подробно рассказала о пути становления телеканала «Дождь».


Питч проектов

После обеда 12 отобранных Startup Women проектов представили на суд экспертов короткие (по 2 минуты каждая) презентации. Профессиональное жюри составили Ирина Вексельберг (инвестор), Виталий Виноградов (i-accelerator),  Сергей Грибов (Minerva Capital), Павел Черкашин (бизнес-ангел), Павел Никонов (ABRT), Сергей Еремин (Microsoft), Ирина Рачицкая (РВК), Артем Дубровских (RedWood Private Equity LLP), Алексей Теплицкий (CFA Russia), Людмила Семушина (Re:Store) и Анна Знаменская (бизнес-ангел).

 

 


Большинство представленных проектов решали проблемы с поиском и подбором одежды, аксессуаров, а также представляли собой рекомендательные сервисы для той или иной категории потребителя. Вне конкурса с собственным проектом Working Mama ( выступила член жюри Анна Знаменская. По единогласному решению жюри, первое место получил проект Инги Нахмансон Virtual Interactive Podium – мультиплатформенный цифровой сервис для создания гардероба на базе персональных данных о фигуре с функционалом виртуальной примерки на себя одежды и аксессуаров. По мнению экспертов, он явился единственным на питче, за которым, помимо красивой бизнес-идеи, они увидели серьезную техническую разработку. Победительница получила в подарок iPad от партнера питча Re:Store. Второе место и подарок от Microsoft BizSpark жюри присудило проекту Татьяны Ананьевой Recruitnet (сервису для фриланс-рекрутеров), третье разделили Дина Жарова-Бербнер с проектом LesBottillions.com(продажа детской обуви с примеркой) и Людмила Булавкина c проектом Look100.ru (аренда платьев для особого случая). LesBottilions.com получили также специальный приз жюри — сертификат на бесплатное годовое пользование услугами от МойСклад. Look100.ru также вручил подарочные карты всем участницам питча. Завершился вечер общением за бокалом шампанского с именным тортом  WOMEN INVEST DAY от проекта Ольги Виссер FOTONATORTE и сладостями от Екатерины Агроник SELECT Cake Studio.

Хочется отдельно поблагодарить всех партнеров мероприятия, спикеров, инвесторов и экспертов, а также смелых и активных участниц питча! Это лишь первый шаг, который мы сделали. Уже сейчас  начинаем готовить новые мероприятия, задачей которых будет способствовать более эффективной коммуникации проектов с бизнес-ангелами, посевными инвесторами и фондами!

 

 

Поделиться статьей: