Работающая практика: детдом Уртам или как помочь детям самореализоваться

В связи с Днем защиты детей и вообще просто потому, что хочу, могу и буду писать об эффективных практиках в детской благотворительности.

Я часто езжу в детдома. Ощущение постоянной трагедии. Про Уртам я узнала когда выступала в ТПП в Томске. Мы познакомились с успешной женщиной-предпринимателем, которая еще и занимается темой благотворительность-социальное предпринимательство системно.

Собственно,  Таня мыслит, как я. Надо находить то, что работает, успешные практики, и масштабировать их опыт. По ее словам, мне по желанию не мешало бы заехать и посмотреть urtam.ru. Таня долго говорила про логику совмещения социального предпринимательства, благотворительности, про детдом, где из детей-инвалидов воспитывают параолимпийских чемпионов, про стену медалей и про то, что мне, как активисту Startup Women, будет интересно, что этот детдом основали мать и дочь — заслуженные учителя России.

Сначала коротко, что вообще такое этот детдом. И почему я считаю, что надо знать о нем:

Детский дом поселка Уртам — учреждение для детей с 7 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей и детей — сирот с ограниченными возможностями здоровья. Уртамская школа – интернат удивительна во всех отношениях. Это единственная из коррекционных школ в Томской области, осуществляющая обучение с первого по десятый классы. Дети обучаются по специальной адаптивной программе. В десятом классе дети получают профессиональное образование – для этого создана отличная материально – техническая база: столярная, слесарная, швейная мастерские, хлебопекарня. Трудовая адаптация детей, подготовка их к самостоятельной жизни – является главной, основополагающей целью в Детском Доме. И, так называемые дома самоконтроля, — когда ученики 10 класса живут в отдельных домиках – являются одним из последних, завершающих этапов данной подготовки.

Кроме того, в Уртамской школе – интернате изначально существует подсобное хозяйство. Работают здесь абсолютно все, и дети в том числе. Труд готовит воспитанников к дальнейшей самостоятельной жизни – а это самое главное! Дети на собственном опыте убеждаются, что многое в их жизни зависит от них самих, от их личных усилий и желаний.


Также особое отношение в Уртамской школе — интернате и к спорту, который занимает в жизни воспитанников очень важное место. Подтверждением тому служат многочисленные награды как регионального, так и международного уровня.

 

Помимо спортивной сферы, ребята постоянно занимаются творчеством,участвуют в фестивалях, ярмарках, смотрах художественной самодеятельности. Они каждую неделю занимаются современными и фольклорными танцами в районном Доме творчества. В Детском Доме есть все, чтобы петь, вязать, вышивать, что-то мастерить.

 

В общем, дальше я могу описывать только в своей обычной манере. Ночь. 150 км от Томска. Я и мои коллеги выходим из машины на неосвещенную улицу. Деревенские дома. В одном горит свет. «Ну а мы Вас ждем, не ложимся. К нам постоянно приезжают гости. Мы тут Вас даже с ужином ждем. Все наше: творог, пироги, варенье. Сами ребята делают»- с порога твердым голосом говорит приятная женщина.

Заходим- вижу стеллаж с медалями и кубками. «Это наши ребята, чемпионы. Они мне все время звонят с соревнований. Говорят, Тамара Анатольевна, мы третьи. Рев, разочарование. Потом опять звонят- нет, говорят, мы обошли всех.Мы первые…»

Я ненавижу пафосные слова, но я 2 часа пробыв рядом с Тамарой Анатольевной  (на видео ниже) поняла, что я, видимо, вообще зря живу на этой планете, раз не занимаюсь чем-то подобным.

Активная, сильная, рассказывающая о своем детдоме шутками-прибаутками, без негатива, сразу с идеями. Человек, создавший уникальную коррекционную методику, работающую методику. Собственно, первое, что меня поразило: дети-олигофорены, инвалиды, но их воспитывают не в отдельной от мира атмосфере: они получают трудовые навыки, спортивную подготовку, уверенность, что они могут и должны даже быть счастливыми и успешными. Причем, я сейчас жду от Тамары Анатольевны материалов — обязательно опубликую.

Но в целом почти все истории такие. Это Вовка: его привезли в Уртам из другого детдома, с переломанными ногами. Врачи поставили диагноз- ходить не будет. Тамара Анатольевна, а примерно представляю как, поставила его перед выбором: ходить хочешь — будешь. Только надо работать. Работать решили с помощью спорта. Сейчас Вовка -чемпион по лыжам.

 

Я сейчас не буду врать и вспоминать другие истории, но как они у меня будут, выложу. Считаю, что именно такие истории успеха позволяют к чему-то стремиться.

И вот чем меня поразила Тамара Анатольевна — так это тотальным отсутствием деструктива и негатива: «Меня тут все называют черт в юбке. Ну и пусть. Я просто знаю, что если нам трактор нужен, я его могу достать. Если из моей зарплаты вычитают 15% за то, что детей больше,чем надо, пусть вычитают. У нас по закону на каждого ребенка надо 6 метров, а у меня- всего 5. Но я своих детей никуда выгонять не буду. Это бред. Мне их привозят из разных детдомов. Иногда замученных, иногда, как ежиков, колючих, и боящихся шелохнуться. Я знаю, что у нас отличный коллектив. Что мы позволяем детям развиваться. Это самое главное. У нас есть и хозяйство свое, чтобы они могли получить трудовые навыки и даже с таким диагнозом,как олигофрения, не были иждивенцами, а могли сами о себе позаботиться. У нас есть социальная гостиница. Да и мы все сами. Скоро вот новый корпус будем строить»

Еще мне импонирует, что постоянно Татьяна Сокольникова проводит бизнес-тренинги для крупных компаний именно на тему благотворительности и  социального предпринимательства.  И это на базе Уртама. Я полагаю, если таким идиотским словом можно назвать, что именно так создается экосистема. Естественно, это не рай, это детдом. Понятно, что много проблем. Но вот у меня лично после посещения этого детдома пропало ощущение богодельни и трагедии, наоборот. Вышла с позитивом от того, что дети не ощущают себя обделенными, что есть эффективно работающая практика, что все системно и по делу.

И я давно уже сторонник того, чтобы не давать рыбу, а дарить удочки. И я вот только что поняла, что меня поразило при посещении этого детдома. Дети сами понимают, что им дают удочку и не просят рыбы. Они готовы достигать и трудиться, потому что видят результаты. Это, по-моему, абсолютно логичный и правильный подход.



Комментарии к посту «Работающая практика: детдом Уртам или как помочь детям самореализоваться»

  • Сергей Иванов:

    Да, очень вы так красиво и сентиментально всё описали. Только чтобы понять суть — истину происходящих процессов в подобных этому заведениях , вам надо бы самим «побывать внутри», например устроиться воспитателем на годик. Хотя уверен, что через пару месяцев вы сбежите оттуда, если у вас не каменное сердце. Вся трагедия этого детского дома в том, что Тамара Анатольевна — диктатор и для коллектива и для детей. На самом деле все её достижения, как «на трёх» китах базируются на использовании своего положения для продвижения по карьерной лестнице. Уртамский дет-дом является неотъемлемой частью Уртамского поселения и всей администрации, где главенствующую роль в принятии тех или иных решений, а также всё руководство судьбами людей и посёлка принимает клан Ромашовых. Это что-то вроде княжества. Всё бы ничего, уважаемая Алёна, если бы при этом не нарушались гражданские права самих детей-сирот о которых она якобы печётся. Напомню, что это дети с отставанием в развитии и трудной судьбой. По рассказам людей которые работали в этом заведении, там чуть ли не ежедневно происходят такие нарушения прав детей, за которые другой, менее значимый человек, чем Тамара Анатольевна давно бы сел в тюрьму. Но ничего не происходит, она по прежнему продолжает делать свой чёрный бизнес и карьеру на судьбах сих несчастных детей.

  • Светлана:

    Добрый день, Сергей. Каждый видит то, что способен и хочет видеть!

    В одно окно смотрели двое.
    Один увидел дождь и грязь.
    Другой — листвы зелёной вязь,
    Весну и небо голубое.
    В одно окно смотрели двое… © Омар Хаям

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>