34%- ставка страховых взносов станет стоп-фактором развития малого бизнеса

История вопроса: введение страховых взносов изначально стало серьезным испытанием для компаний, по сути, был отменен существовавший ЕС,Н и отчисление в фонды с заработной платы сотрудников увеличились с 26% до 34%.

В 2010 году были государством приняты решения предоставить и льготы одновременно с введением бремени. В частности, льготы малому бизнесу, где действует ставка в 20%. Есть и специальные условия для малых IT-компаний, для них уровень страховых взносов во внебюджетные фонды установлен по сниженной ставке в 14%. Она будет действовать до 2017 года, далее планируется увеличение до 21% и 28% в 2018 и 2019 году соответственно.

Суть проблемы: недовольство предпринимательского сообщества и организаций, поддерживающих развитие малого бизнеса заключается в том, что срок пользования льготами истекает в конце 2013 года, что приведет к массовому закрытию малых компаний или уходу «в тень». Сами чиновники в лице Минэкономразвития ожидают массового закрытия и ухода в тень российского малого бизнеса, если для него не продлить после 2013 года льготы по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заместителя министра Сергея Белякова. «Мы согласны, что не стоит говорить о повышении страховых взносов до 34%, предельная ставка должна быть 30%», – сказал Беляков. «Но есть одна категория плательщиков, для которых мы предлагаем и считаем предельно важным продлить действие льгот, – это малый бизнес», – подчеркнул он.

Последствия: во-первых, прогнозируется стагнация именно в тех областях экономики, которые будут лишены льгот, то есть другими словами, просто не будут открываться новые компании в этих направлениях; и во-вторых, что является наиболее ожидаемой реакцией, предприниматели уйдут «в тень» и не будут официально платит налоги. Загнать в тень проще, чем затем искать механизмы мотивации к цивилизованному построению бизнеса.

Вывод: Безусловно, сейчас сформировался класс предпринимателей, которые хотят играть по правилам и будут платить взносы в полном объеме, ограничивая себя в развитии и не имея возможности инвестировать в свой бизнес. Получается, что одной рукой выстраиваем механизмы стимуляции развития малого предпринимательства, улучшения инвестиционного климата, а другой – загоняем себя в «теневое» прошлое конца 90-ых. Малый бизнес может выбрать еще один сценарий, следуя примерам крупного бизнеса – вывоз капитала заграницу и инвестиции в другие инвестиционно-благоприятные страны. В таких условиях станет ли малый бизнес источником роста экономики страны? Какой выбрать механизм: кнут или морковка?

Предложения: малый бизнес законодательно должен быть определен в качестве особого субъекта государственного регулирования, что выражается в целостном подходе налогового регулирования. Говоря понятным для предпринимателей языком, внесение отдельных специальных режимов и льгот в разных видах налогах, сборах и взносах, а так же применение их к разным видам деятельности приводят к разобщенности в системе и ее непрозрачности как для самого государства, так и для бизнеса. Какой выход? Ответ — прозрачная и простая система лицензий и патентов. Система налогообложения именно малого бизнеса – это критерий оценки зрелости государства. Малый бизнес должен стать отдельно-выделенным субъектом налогообложения вне зависимости от типов налогов и применяемой базы. Тогда у нас есть шанс собрать все в одном месте и увидеть картину в целом, а не вспоминать о существовании МСБ в каждом отдельном случае, вводя режимы льготного существования, которые носят временный или отраслевой признак. На наш взгляд, не имеет смысла разделять инновационный бизнес (малый бизнес ИТ) или торговля, достаточно часто мы видим примеры в e-commerce когда предприниматели именно в торговой деятельности находят инновационные точки роста, применяя новые технологии.
Надия Черкасова — член Совета Директоров Банка ТРАСТ

Алёна Попова — общественный деятель, интернет-предприниматель, основатель фонда «Открытых проектов»

Поделиться статьей: