На Kickstarter новый прорыв! Проект РОР (занимается разработкой автономного зарядного устройства), собрал более $100 000 долларов, превысив желаемую сумму в два раза, при этом до конца сбора средств остался ешё почти месяц.

Также все наверно помнят самый большой успех Kickstarter — The Pebble smart watch, за первый 28 часов проект смог привлечь более $1 000 000 и в итоге собрать $10 266 846.

Краудфандиг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») – это действительно работающая модель, успех которой многократно продемонстрирован иностранными примерами. А как дела обстоят в нашей стране?

Стоит сразу разделить разовые проекты и краудфандинговые интернет-платформ для сбора пожертвований. И если примеры вполне успешно реализованных разовых проектов, чаще всего социальных, мы можем сразу вспомнить и их не так уж мало (сбор средств на публикацию журнала «Милый друг»«РосПил», сбор средств для пострадавших в Крымске), то с интернет-платформами всё обстоит иначе.

Проекта повторившего хотя бы часть успеха Kickstarter нет и в помине. Какие-то проекты появляются, какие-то умирают. Мы решили проанализировать все.

Итак, всего мы нашли 21 проект. Самый старый проект запущен в 2008 году, за неполный 2012 год запущенных либо готовящихся к запуску уже набралось 8 проектов.

Кстати, стадия развития платформы не всегда зависит от того на сколько давно она была запущена. В 2012 году была запущена платформа для финансирования музыкальных проектов Planeta.ru, которая уже успешно функционирует и привлекает средства в проекты. И в тоже время есть проекты 2009-2011 гг., которые всё ещё находятся на стадии закрытого тестирования либо на стадии разработки, например Startapp, Первый капитал, Tap to Start.

Из факторов влияющих на успех платформы, помимо грамотного продвижения и PRа, стоит назвать и сферы деятельности размещаемых проектов.

Проект ITRockOut трудно было отнести к какой-либо группе, поэтому мы решили выделить его в отдельный сегмент.

Наиболее успешные в России платформы с социальными проектами – С миру по нитке, Тугеза, Электронный благотворительный ящик, Мой учитель. При этом такого прецедента, как успех платформы и сбор средств интернет стартапом по средствам краудфандинга, пока не было.

Причины можно назвать две: отсутствие интересных проектов и не готовность людей финансировать непонятный продукт. В нашей стране если и пойдет такой сервис, то только если это будет модель финансирования пред-производственной продажи. То есть фактически люди делают предоплату за продукт, который они получат первыми сразу после выпуска с производства/печати и т.д. В этом контексте не бесперспективными кажутся проекты ITRockOut, ThankYou.ru, Kroogi. Успех платформ Planeta.ru, Мой учитель также можно объяснить тем, что здесь люди платят за конечный продукт.

Полный список российских краудфандинговых платформ приведён в таблице.

 

 

Стоит отметить, что в последнее время и крупные компании обращают внимание на общемировой тренд и повышенный интерес к краудфандингу, например в Facebook появилось приложение «Яндекс.Денег», с помощью которого  пользователи могут организовать сбор средств на различные нужды — от научных и благотворительных проектов до поездки за город с друзьями. Приложение получило название «Собирайте деньги»Также команда сервиса «Яндекс.Музыка» объявила о старте возможности отправить средства популярному исполнителю. На данный момент пользователи могут отправить деньги через систему Яндекс.Деньги.

«Яндекс.Деньги» давно используются для сбора денег — краудфандинга. Но если раньше люди собирали деньги на своих сайтах, то сейчас они перемещаются в соцсети. Наше приложение поможет им быстро распространить информацию о любой акции в социальной сети, а информер будет в режиме реального времени показывать, сколько денег уже удалось собрать», — прокомментировала Наталья Хайтина, заместитель генерального директора платежной системы.

Поделиться статьей: