СМИ, пропаганда и национализация свободы слова. Дух времени

«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!» Йозеф Геббельс

События последних дней, а особенно ситуация с lenta.ru заставляют меня обратиться к опыту фашисткой пропаганды по национализации СМИ.

Геббельс с его министерством считал что «ложь, сказанная сто раз, становится правдой».  И вся его тактика была направлена на эту доктрину: чем больше газет будет писать под его диктовку, тем больше эффект. Масштаб операции восхищает:  за 10 лет от 7,5% общегерманского тиража нацистских изданий он дошел до 85%.

Основные пункты программы влияния Геббельса:

1. Распространением информации через информационные агентства, радио, путем доставки за границу немецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть.

2. Через немецких корреспондентов за границей, а также через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием.

3. Путем проведения выставок и ярмарок в Германии, участия в ярмарках и выставках за рубежом.

4. Осуществлением культурного обмена с дружественными странами во всевозможных областях (наука, искусство, спорт, воспитание молодежи и т. д.).

СМИ стали важнейшим оружием в руках пропаганды. Какие материалы распространяла команда Геббельса?

Согласно основному правилу пропаганды Геббельса, все должно быть предельно просто. Это относилось и к визуальной части, и в текстовой. Сюда относилось и использование популистских возможностей радио, позволявшего напрямую воздействовать на настроения миллионов домохозяек, проводивших свое время на кухне, и обязательные пропагандистские журналы (Wochenschau) перед киносеансами, и книга «Майн кампф» в качестве обязательного подарка молодоженам. Пропаганда воздействовала даже на гастрономические вкусы населения – в условиях курса на автаркию и экономии валюты действовала кампания по отказу от натурального кофе, а сливочное масло попало в разряд продуктов, подрывающих обороноспособность Германии.

adbusters_nazi

 

Догадки легко становились фактами, или они просто выдумывались. Министерство   внимательно следило за фальсификациями и тиражировало их во все доступные СМИ. Более того согласно закону «О редакторах» СМИ могли возглавлять только арийцы по происхождению.

 

 

 

 

 

Помимо СМИ работала система агитации через листовки и другие визуальные средства.

1307383654_7

1307383598_6

 

 

 

 

 

 

 

 

Использовались листовки с карикатурами и «для более образованной аудитории» листовки с интеллектуальными составляющими.

Вот пример листовки для высшего звена офицеров Красной Армии.

1307383524_5

 

Комплексно эти методы работали при условии тоталитарного информационного режима.

Сейчас работать могут только более гибкие методы работы с информацией:

Во-первых, я уже писала в предыдущем посте на эту тему, что любой факт сейчас можно проверить, поэтому информация не может быть сфабрикована так, как это делалось в министерстве Геббельса, Во-вторых, он сам всегда относил пропаганду к инструменту влияния на плохо образованные массы. Те СМИ, которые подвергаются давлению в России сейчас, как раз вещают на более образованную аудиторию: уральский фрезеровщик явно не смотрит новости на Ленте.

Перед пропагандой ставятся конкретные задачи: поднять волну патриотизма в период войны; запугать противника, преувеличивая свою силу; продать собственный имидж. А какую задачу поставили наши политтехнологи? В условиях мощного давления со стороны зарубежных СМИ, они в дополнение разрушают нашу же систему изнутри. Радикальными увольнениями и запретами добиться можно только волны недовольства и еще большего недоверия к информации.

Как вы бы поступили вы с российскими медиа в условиях информационной войны?


Комментарии к посту «СМИ, пропаганда и национализация свободы слова. Дух времени»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>