24го июля я была приглашена прочитать лекцию в очередной Летней Школе, организованной при участии журнала «Русский Репортер».

Надя Сорокина, мой пресс-секретарь, рассказывает о нашей поездке:

Вечером 24го июля мы с Алёной приехали в село «Ручки» Тверской области, где во второй половине лета в формате палаточного лагеря разместилась очередная Летняя Школа Русского Репортера. По дороге мы немного заблудились, в результате чего наша лекция была перенесена на поздний вечер, а планировала Алёна рассказать про волонтерское движение и ситуацию в Крымске. К слову, Летняя Школа – тоже проект сугубо волонтерский: здесь никто не получает зарплат и гонораров, все делается исключительно на общественных началах. При этом образовательный потенциал этого проекта достаточно велик: ежедневно проводятся лекции, семинары и мастер-классы на самые разные темы.

 Встречают нас довольно тепло – в Школе вообще все приветливые и доброжелательные. Тут же участники подходят знакомиться и задают различные вопросы. Не обошлось, конечно, и без провокационных:

– Я – нетипичный оппозиционер, – отвечает Алёна на один из таких вопросов представителя мастерской политологии о своей гражданской позиции.

Затем директор ЛШ Григорий Тарасевич проводит экскурсию по территории школы. Он рассказывает о том, как работает лагерная инфраструктура, как живут участники, как построен процесс обучения.

Так, в школу привезли очередную партию материала для строительства второй столовой – она нужна, потому что в ЛШ прибывает всё больше участников, а место становится всё меньше и меньше. Тут организована настоящая полевая кухня – ужин уже закончился, но нас угощают оставшимися макаронами.

Алёна заметила, что раньше походные условия для нее были довольно трудными и нежелательными, но Крымск перевернул эту ситуацию, и теперь чувствует она себя комфортно. После того, что пережили волонтеры, видевшие последствия наводнения, простые палаточные условия им, наверное, покажутся приятным отпуском. Но меня лично выбивали из колеи не фанерные туалеты на улице и стаи дотошных комаров, а отсутствие хоть какого-нибудь интернета и с трудом работающая даже обычная сотовая связь.

Вообще, в Школе отлично налажен быт: спят ребята в палатках, есть и душевые, и даже отдельная «курилка» – дымить, где попало, здесь запрещено.

– Вообще, мы за раздельный сбор мусора, – описывает директор место для склада отходов. – Пока, к сожалению, нам не удалось добиться этого. Но мы стараемся.

Атмосфера в лагере совершенно потрясающая: все ребята улыбаются, настроены невероятно позитивно, и я не могу отделаться от ощущения, что нахожусь в какой-то параллельной вселенной, где царят мир и любовь. А пока есть время до начала лекции, к Алёне подходят, берут короткие интервью и комментарии, рассказывают о своих гражданских и журналистских проектах. Почти все уделяют особое внимание проблеме освещения ЧС, в частности, трагедии в Крымске.

 – Сейчас все говорят, что в Крымске все хорошо, ничего не угрожает жизни, – говорит Алёна. – Отсюда случился отток волонтеров. Но ведь там еще далеко не все благополучно.

Мастерских в Летней Школе больше, чем аудиторий, и, как следствие, занятия зачастую проходят в неожиданных местах. Так и наша вечерняя лекция проводилась в необычной, но теплой и уютной атмосфере – в шатре мастерской политологии, при свете небольшой лампы, с чаем и совместным поеданием арбуза.

На так называемую «золотую лекцию» – ориентированную на свободное посещение всех желающих – пришло очень много ребят – шатер был полон. Предполагалось свободное обсуждение в форме диалога, как наиболее удачной для данного формата мероприятий. Начала Алёна с рассказа о Крымске, об организации лагеря волонтеров, их деятельности, о психологических трудностях всех находящихся там после катастрофы – и приехавших помогать, и местных жителей, и, в особенности, детей, для которых сильнейшая боязнь воды надолго останется главной психологической проблемой. Обсудили перспективы движения добровольцев в чрезвычайных ситуациях, организацию проекта адресной помощи пострадавшим, готовящуюся программу подготовки детей к школе и привлечения внимания к их образовательному процессу.

Затем участники дискуссии стали интересоваться также и политической программой, механизмами изменения государственной системы и перспективами протестного движения. Обсуждалось экономическое развитие страны, различные гражданские проекты и способы их реализации, выборы на муниципальном уровне и многие другие темы. Надо сказать, что ребята все были замечательные – непрекращающийся поток осмысленных вопросов, живой интерес и желание разобраться в проблеме никак не позволяли закончить лекцию, хотя уже давно было за полночь, а нам еще предстояло возвращаться в Москву.

Почти все присутствующие активно вступали в обсуждение, предлагали свои варианты и идеи. Были, конечно, и несогласные – пытались задавать острые вопросы и критично реагировали на некоторые заявления. Но редкий излишний сарказм, как правило, встречался неодобрением товарищей. Так, в Школе находилась автор единственной негативной статьи о координаторах лагеря добровольцев в Крымске – Юлия Гутова, что отметил один из участников дискуссии с просьбой прокомментировать статью и предложением Юлю позвать. Впрочем, она так и не согласилась появиться в мастерской и лично задать волнующие всех вопросы.

Я в очередной раз отметила, что у молодых людей вызывает настороженность чье-то желание быть во власти. Они все активные, думающие, искренне желающие настоящих перемен и готовые работать на благо страны. Но устоявшееся мнение о политиках заставляет их сомневаться в благих намерениях кого бы то ни было. Поэтому так важно просто беседовать, отвечать на все интересующие вопросы. Я стояла этим поздним вечером, смотрела на ребят, беспрерывно тянущих руки и задающих самые актуальные вопросы о том, КАК можно изменить, сделать лучше, и верила, что они действительно могут. Могут, потому что устали так жить. Могут, потому что готовы работать.

В итоге получился настоящий живой и интересный диалог, за что всем участникам огромное спасибо. Вообще, здорово, что у нас в стране организуются подобные мероприятия, ведь помимо всего, Летняя Школа является еще и социальным проектом – в полевых условиях участники создают своего рода «идеальное государство». А основная идея проекта – создание свободного образовательного пространства, в рамках которого студенты, профессионалы и школьники свободно общаются, обмениваются опытом и создают исследования, – в рамках этой Летней Школы реализуется в полной мере.

(Для обложки использовано фото Антона Уницына)

Поделиться статьей: