i (1)

Небольшая подборка данных перед дебатами с Мищенко М.Н.

Вот очень хорошая статья про навязывание патриотизма. Написал убитый Станислав Маркелов!
Очень классные вещи написаны.
http://www.soluschristus.ru/biblioteka/publicism/patriotism

1. Рейтинг стран по уровню благополучия
Первое место в нем заняла Норвегия, на втором — Дания, на третьем — Швеция. На четвертой позиции рейтинга — Австралия. За ней в порядке убывания следуют Новая Зеландия, Канада, Финляндия, Нидерланды, Швейцария. Первую десятку замыкает Ирландия. Вслед за ней идут Люксембург, США, Великобритания, Германия, Исландия, Австрия, Бельгия.

К тезису о том, что ни в одной из них ценности и патриотизм не навязывается государством а создаются условия для комфортной жизни.

2. Опрос ВЦИОМа про патриотизм:

Отвечая на вопрос, «Кто я такой», большинство респондентов определяют себя как граждане России (55%, в 2010 году — 58%). Меньше тех, кто ответил бы на этот вопрос «просто человек» (30%), указал бы национальность (19%). Все реже респонденты определяют себя по территориальной принадлежности (с 23 до 18% за четыре года), семейной роли (с 17 до 11% за два года). Некоторые продолжают считать себя советскими людьми (14%). В наименьшей степени россияне склонны определять себя по профессии (7%), религиозной принадлежности (4%), немного и тех, кто считает себя гражданином мира (5%), европейцем (1%).

По мнению россиян, истинный патриотизм — это уважение традиций (48%) и укрепление семейных ценностей (46%, в 2010 году — 50%). Все меньше тех, кто видит патриотизм в работе с полной самоотдачей (с 37 до 26%), а вот празднование исторических событий в этой связи отмечают, напротив, все чаще (с 13 до 19%), так же, как и разговоры на патриотические темы (с 6 до 13%).

3. Опрос «Левада-центр» про патриотизм:

За последние 13 лет отношение граждан к патриотизму изменилось, показывают исследования «Левада-центра». Если в октябре 2000 года 77% респондентов говорили, что считают себя патриотами России, то к октябрю 2013 года их число снизилось до 69%. А доля тех, кто себя патриотом не ощущает, увеличилась с 16% до 19%.

При этом с начала 2000-х представления о патриотизме у россиян несколько изменились. Около 60% респондентов стабильно говорят о том, что «быть патриотом» значит любить свою страну (см. график). Сильней же всего перемены коснулись тех респондентов, которые полагают, что патриот должен «действовать во благо страны»,— в 2000-м году таких было 35%, а сейчас так отвечает 21% опрошенных.

Граждане просто не видят целей «патриотической активности», отмечают эксперты. «Сейчас и сами цели не заявлены, и гражданское участие не столь востребовано,— говорит Алексей Гражданкин.— В 90-е годы власть обращалась к населению страны с призывами активней включаться в общественную жизнь, экономическую жизнь». Сейчас патриотизм остается инструментом для привлечения избирателей, поэтому, отмечает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин, «все политические силы обращаются к патриотическим чувствам того или иного рода».

Декларируя патриотизм, «ни население, ни элиты не хотят ничего делать для того, чтобы проявить себя патриотами на деле», заявил «Ъ» старший научный сотрудник института социологии РАН Леонтий Бызов. По его данным, большая часть граждан «не готова жертвовать чем-либо ради интересов страны». То есть патриотизм остается формой «довольно бессмысленной парадной идентичности», скрепляющей общество, господин Бызов. Такой же не наполненной реальным содержанием «идеологической конструкцией» социолог называет и религиозность россиян: «70% называют себя православными, хотя они неверующие и в церковь не ходят».

Поделиться статьей: