Вадим живет в Иркутске,когда произошел теракт в Домодедово, по местному времени было уже 21.40. Вадим отреагировал мгновенно, решив сделать единый ресурс, вдохновленный другим гражданским проектом Метро29. Всю ночь он просидел, собирая и проверяя информацию о ЧС, пытаясь помочь людям.

Он говорит, что не имеет ярко выраженной гражданской позиции и не понимает, что его дернуло сделать domoded24. И не просит орденов, медалей или миллиарда долларов. Проект стоил ему 30 долларов. Но зато эта была фактически единственная и самая оперативная единая точка входа по информированию гражданского населения.

Как в случае RussianFires Вадиму удалось быстро найти волонтеров. И эта команда из 6 человек отработала вовремя: 150 000 посетителей, 450 000 просмотров, оперативная информация о помощи пострадавшим. О том, как Вадим оценивает эффективность такой практики, надо ли создавать единую точку входа, которую контролируют ответственные службы, но которая работает по принципу краудсорсинга во время ЧС и самое главное, как быстро это можно сделать.

Единый ресурс, узнаваемое каждым доменное имя, интеграция с социальными сетями, куда смогут заходить такие же, как Вадим, и на одном ресурсе общими силами эффективно и вовремя информировать общество о ситуации. Сегодня я выложу пост про мировые онлайн практики в ЧС. Надо сказать, что мировые эксперты, ссылаясь на ЧС, также говорят о том, что в России достаточно эффективно работают онлайновые краудсорсинговые проекты.

Оригинал статьи Вадима размещен на Habrhabr.ru

График ЖЖ-юзера rokoto

О теракте я практически сразу узнал из твиттера, через час пошла информация из официальных источников, но она была очень разрознена — горячие телефоны ведомств были в разных местах, новостные агентства выдавали разную информацию, в твиттере пошла деза, некоторые сайты начали падать. И в18:10 по мск (через полтора часа после теракта) я решил создать сайт domoded24.com, где бы находилась вся самая важная информация для родственников, знакомых и друзей пострадавших. Первоначально мной двигал интерес — создать то, что не смогли сделать официальные источники, а уже после создания я понял, что должен довести все до конца.


Сразу пошел к американскому регистратору, т.к. знал, что он быстрее всего сможет обновить записи днс для домена, зарегистрировал домен и оплатил хостинг на месяц — все это обошлось в 650руб.. Пока запускался сервер и домен, я начал собирать всю важную информацию и делать одну html-страничку. Я воспользовался опытом ребят из metro29.ru и взял их html-код. Сделал разделы, убрал большую часть дисклеймеров и продолжил отбирать информацию как из новостных агентств, так и из твиттера. Также зарегистрировал email-адрес на gmail.

В 19:17 сайт заработал на одном сервере в США shared, Apache, я кинул ссылки в твиттер с хэштегом #domodedovo. Тут же мне написал juise и предложил еще один сервер в Иркутске 10мбит, nginx, быстренько развернулись и там. Сразу же написал nerd и предложил поставить комментарии Disqus на сайт, я поставил, и он начал модерировать комментарии. Практически сразу стали писать на почту с разной важной информацией — какие самолеты сели, какие развернули, куда надо звонить. Я продолжал следить за твиттером и новостными лентами. Через час мне написал woodykas и предложил еще один сервер 1гигабит, nginx, быстро развернулись и там. Также мне написали с предложением создать английскую версию, я вывесил просьбу с помощью на сайте и мне сразу написало 5 человек. Я делигировал им перевод разных разделов сайта, а потом собрал результат на отдельной странице, и написал некоторым иностранцам в твиттере с просьбой распространить адрес. В это же время в твиттере по хэштегу #helpcar начали публиковать номера добровольцев, которые бесплатно вывозят людей из Домодедово. Я связался с человеком, который собирал списки, он начал оперативно мне их отсылать, а я выкладывать их на сайте, как на русской, так и на английской версии.

Все это время люди писали на почту, предлагали свою помощь (сдать кровь, предоставить место, медикаменты), указывали на неточности, слали новую информацию, уточнения.
Я старался отбирать только правильную и важную информацию, не пытаясь конкурировать с новостными агентствами, а только консолидировать всю важную информацию в одном месте.

Примерно в 21:00 Вести24 начали сообщать о сайте в своих репортажах и пошли прямые переходы.

Итого

Все данные за сутки с момента открытия сайта:
Посещений — 450 тысяч
Уникальных пользователей — 150 тысяч

Получено около 200 писем, обработано около 1200 комментариев на сайте.

Распределение по источникам:

Распределение по сайтам:

Распределение по поисковым системам:

Поисковые фразы:

86,12% возвратов — люди приходили, чтобы узнать самую свежую информацию.

Данные по мобильным устройствам:

График просмотров (время иркутское, надо минусовать пять часов, чтобы получить московское):

Выводы:

Ситуация показала, что в случае чрезвычайных ситуаций люди нуждаются в источнике, где собрана вся важная информация. Людям некогда ходить и искать по сайтам телефоны ведомств, места, где можно сдать кровь и другое. И если они находят такой источник, то передают ссылку на него друг другу, из-за чего быстро вырастает нагрузка, на что следует обратить внимание официальным структурам. Также стоит отметить, что в случае ЧС, благодаря социальным сетям, люди очень быстро самоорганизовываются, что не может не радовать.

Мой опыт показал, что такое можно делать очень быстро, затратив при этом минимум средств, и принеся пользу большому кол-ву людей.
Однако этим все-таки должны заниматься официальные источники информации, а не энтузиасты

Поделиться статьей: