Источник «Известия»

Автор: Александра Белуза

В 2010 году политическая элита России увлеклась «Твиттером». Причем основательно: аккаунты в этой социальной сети помимо президента Дмитрия Медведева завели около 80% глав регионов, а также сотрудники федеральных министерств, мэры и депутаты. Появились и новые форматы общения с аудиторией: репортаж с заседаний, опрос пользователей и прием жалоб населения через «Твиттер».

Отечественная политическая элита срослась с блогосферой. В результате мы, наконец, получили возможность увидеть наших политиков простыми людьми. Вот губернатор Кировской области Никита Белых, сидя в аэропорту «Внуково», показывает, что он такой же, как все: «Самолет отложили на полтора часа… Началось…» Вот губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин как простой смертный спустился в метро (московское, понятное дело), о чем сразу же сообщил в своем «Твиттере»: «На метро удобно и быстро».

Очень располагает и то, когда высокопоставленное лицо говорит массу добрых слов. «Спасибо всем, кто смотрел «Итоги года». Ваше мнение для меня очень важно. Спокойной ночи. Успешной подготовки к новогодним праздникам», — пожелал недавно Дмитрий Медведев. Или делится явно личными наблюдениями, как, например, это делает помощник президента Аркадий Дворкович. «Парадокс: мороз, а время все равно тает», — одно из его многочисленных лирических отступлений.

— У Дмитрия Медведева вообще очень доверительный стиль общения: я ваш друг — мы на равных, — говорит «Известиям» руководитель политической интеграции Регионального общественного центра интернет-технологий Алена Попова.

— Но есть политики, особенно в губернаторской среде, которые выкладывают информацию в жанре пресс-релизов, а в «Твиттере» народ этого не любит, — продолжает Алена Попова.

Для одних микроблог — средство мобилизации сторонников. «Сегодня в 16 часов у памятника Грибоедову «Яблоко» проведет пикет за межнациональный мир. Присоединяйтесь», — звал лидер партии Сергей Митрохин. Других больше радует возможность неформального общения. «Предлагаю выйти с утра почистить снег у своих домов и во дворах (хотя бы у подъездов)», — агитировал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. «Хорошая идея. Только не забудьте не заплатить за это коммунальщикам, которые не делают свою работу:)», — ответил ему полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко.

— Чем лично вам помогает «Твиттер»? — спросили «Известия» Артамонова.

— Тем, что деловое общение стало теперь более мобильным и неформальным, — ответил губернатор. — Кроме того, оттачивается слог: twi-диалог должен быть кратким, но емким. Думаю, что это всем нам только на пользу.

Для некоторых политиков «Твиттер» еще и верный способ быстро и без особой мороки получить какой-то срез мнений по интересующей теме. Опрос «твиттерян» — новое слово в общении власти и общества. «Как снизить издержки авиакомпаний, чтобы цены на билеты стали меньше?» — спрашивает пользователей руководитель департамента по развитию конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко. «Вам «Твиттер» помогает в работе?» — поинтересовались мы у него. «Только тем, что помогает держать руку на пульсе», — написал в ответ Пироженко.

«Завтра буду модератором на пленарке форума «Россия, вперёд!». Принимаю вопросы к Суркову, Вексельбергу, Чубайсу, Агамирзяну», — зазывает Дворкович. «Вы как-то учитываете мнения «твиттерян» при подготовке решений и предложений?» — спросили мы его в «Твиттере». «Да», — ответил Дворкович. «А можете привести пример, когда соображение пользователя пригодилось государству?» — продолжили мы. «Из объявленного, хотя и нереализованного: предварительная публикация информации о будущих госзакупках с обратной связью», — уточнил помощник главы государства.

— «Твиттер» действительно дает возможность чиновнику получать объективную информацию из первых рук, которая не прошла фильтр административных барьеров, — говорит «Известиям» управляющий партнер агентства «Социальные сети» Денис Терехов. — Список политиков, которые активно «твиттят», известен — около 200 человек. Пока «Твиттер» — чат продвинутых чиновников. И тот факт, что они стали отвечать обычным людям, означает, что «Твиттер» все-таки не односторонний канал вещания, а неформальное общение всех со всеми.

Завели официальные аккаунты и многие ведомства — от Генпрокуратуры и Счетной палаты России до Минтрудсоцразвития Кабардино-Балкарии. Для госорганов это еще один способ поведать о своей деятельности сухим, казенным языком. «Мы публикуем в «Твиттере» не только новости, но и постановления пленума и президиума Высшего арбитражного суда», — говорит «Известиям» начальник управления информатизации и связи аппарата ВАС Игорь Соловьев.

— Наша задача состоит в том, чтобы наискорейшим образом доставить информацию получателям — судам, заинтересованным лицам, потому что с момента опубликования начинается применение документа, — продолжает он. — В этом смысле «Твиттер» — довольно легкий способ в режиме реального времени оповестить всех.

В наиболее продвинутых регионах «Твиттер» постепенно становится технологией оперативного решения бытовых проблем. Например, жители Тверской области уже привыкли жаловаться в «Твиттер» на дороги и мусор. «Любое обращение в наш микроблог мы распечатываем на обычной бумаге, затем регистрируем, проверяем и обязательно отвечаем», — говорит «Известиям» начальник Государственной административно-технической инспекции Тверской области Владимир Дмитриев. Реагируют на бытовые проблемы и губернаторы (правда, пока единицы). Тот же Артамонов иногда отвечает пользователям так: «Спасибо, проверю».

— Главная технология решения проблем по twi-сигналам — это возможность быстро сообщить о проблеме, дать необходимые поручения и получить хотя бы первоначальный результат, — говорит он «Известиям». — Качество управления сегодня во многом зависит от оперативности. Поэтому я попросил руководителей и госслужащих области зарегистрироваться и вести собственные микроблоги в социальной сети. Я даже подписал соответствующее распоряжение.

Поделиться статьей: