Я всегда и везде говорю о том, что один из камней преткновения в развитии проектов электронного правительства – отсутствие обратной связи с населением. Хотя это логично, ибо мало кто знает об эффективных примерах, о том, что вообще хоть где-то хоть что-то работает, и посему люди не видят особой необходимости активно принимать участие в проектах. Недавно на конференции «Государство в 21-м веке» Николай Никифоров рассказал про месячник связи – хороший и логичный краудсорсинговый проект.

Вообще это большой вопрос – как не только создать проект, но и привлечь к участию активную часть населения, у которой есть свои идеи.

Создавая сервисы Gov 2.0, разработчики опираются в основном на опыт коллег по цеху. По принципу: у кого-то ведь это работает, значит, получится и у нас. НО! Проекты электронного правительства ничем не отличаются от любых IT-проектов. Поэтому логично в первую очередь анализировать, какие потребности есть у жителей конкретного города или региона и на основе таких выводов уже внедрять решения.

Я постоянно привожу в пример город Манор в США, где сумели и вовлечь народ в решение проблем города, и сэкономили бюджет, и создали одну из самых эффективных практик. Но ведь это не значит, что сделать клон этого в России было бы логичным. Особенно с учетом нашего пользовательского поведения.

Как происходит сбор идей и проектов населения по нашей тематике в мире

Кстати, Иван Бегтин уже неоднократно об этом писал.  По идее, механика проста: пользователь выбирает тематику, выдвигает свое решение или идею. Далее его предложение комментируется и оценивается – да или нет, либо более подробно – другими участниками проекта, и в зависимости от этого идея приобретает соответствующий ей рейтинг, продвигаясь вверх среди прочих. Далее модераторы сайта выбирают наиболее успешные идеи и создают команду по их реализации.

Мы с Гришей Асмоловым дискутировали недавно на тему: как можно такие идеи объединить в кластеры. Например, я и еще 100 человек хотим изменить движение на дороге. Или я знаю, какие социальные проекты нужны, и еще миллион человек высказались почти на эту же тему. Нелогично же взять и прочитать все миллион комментариев? Поэтому в Израиле уже давно и эффективно работает кластерная система по объединению мнений.

Я, кстати, часто говорю, что для таких кластеров мнений можно сразу определять opinion-лидеров, давая им данный статус, объединять всех со схожими мнениями в отдельный мини-проект, ждать от них консолидированного предложения. Похоже на миф, но в целом может работать. Тем более с условием, что в данном случае чиновник, отвечающий за решение вопроса, делит ответственность с представителями общества. А это менее рискованно, и, значит, он с большей долей вероятности воспримет такие идеи лояльно.

 

Какие на сегодня есть проекты по сбору идей

 

Первая модель представляет собой отдельный ресурс – большие программы по объединению социально активного населения для сбора идей актуальных сервисов и их разработки, для выдвижения решений социальных проблем и т. д. Ресурсы создаются с нуля и целиком заточены под организацию данной функции. Так, например, работает несколько программ в США: Code For America (много и подробно об этой большой программе пишет Катя Аксенова), Apps For DemocracyCivic Apps. В Африке это Apps 4 Africa.

 

В Голландии недавно анонсировали проект Ambtenaar 2.0, который призывает совместно формировать и изучать электронное правительство. Сайт сформирован в виде социальной сети (пока только на голландском языке), где каждый зарегистрировавшийся пользователь может принимать участие в деятельности по формированию и изменению инициатив в области правительства 2.0. Генерировать идеи можно в своем блоге, на форуме, руководствуясь заданными тематиками, голосовать за предложения других членов, также есть возможность создавать группы, объявлять об офф-лайн встречах и т.д. Они есть на LinkedIn, Yammer, Facebook и Twitter.

 

Многие идут по второй модели, разрабатывая отдельное приложение по сбору идей населения на уже работающих проектах. Так, например, в State.gov (Вашингтон) создали специальное «пространство для мнений».  На базе сайта Белого дома США разработан несложный сервис, где, правда, можно выдвигать идеи только по предложенным тематикам. Сайт Федеральной комиссии по коммуникациям США также позволяет предлагать свои решения в разделе «civic engagement».

 

 

 

В Индии в рамках официального сайта штата реализована опция share ideas with government. В рамках глобального английского проекта Data.gov.uk также существует раздел для сбора идей населения. Причем на базе этого сайта недавно стартовал генератор случайных идей, хотя это скорее шуточный проект, чем пригодный под нацеленное использование сервис.

 

 

Третья, и, наверное, наиболее простая в применении модель – это использование дополнительного сервиса http://ideascale.com/, который «прикручивается» к сайту более широкой тематики. Как правило, у таких сервисов даже схожий интерфейс. В таком ключе реализованы проекты OpenAustinOpen NSTC (The National Science and Technology Council)в Канаде; а также австралийский проект Gov2taskforce.

И нельзя забывать о социальных медиа, с помощью которых также по принципу краудсорсинга собираются идеи. Например, в сети профессионалов LinkedIn  создана группа Sharing Ideas On e-Government. Если говорить конкретно о разработках в области Government 2.0, то здесь будет полезным проект Civic commons, где в свободном доступе имеются уже разработанные системы.

 

Российские сервисы по сбору идей населения

 

У нас уже есть подвижки в направлении сбора идей населения. Так, в блоге губернатора Псковской области реализована возможность выдвигать предложения, в том числе в видеоформате.

Электронное правительство Казахстана пошло по смешанному пути генерации идей – в онлайне и оффлайне. Два раза в месяц у них формируется и обучается фокус-группа, которая работает над оптимизацией работы госпортала. И, надо полагать, благодаря обновленному составу участников каждый раз генерируются свежие идеи и предложения по улучшению сервисов сайта.

На портале Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ организована единая дискуссионная площадка. Здесь пользователь комментирует заявленные темы и может голосовать за них, тем самым повышая рейтинг тех или иных высказываний. Есть также страница в Facebook, аккаунты в Twitter и ВКонтакте. Со всех этих площадок собираются комментарии по государственным вопросам и выносятся на обсуждение в Комиссию. Ранее я публиковала в блоге комментарии Никиты Одинцова на тему работы с этими комментариями в социальных медиа

Государственный сайт «Законопроект 2011» изначально задумывался как площадка для дискуссий. Несмотря на достаточно строгие правила модераторов, по нашумевшему законопроекту «Об образовании» на сайте развернулась дискуссия на 11 тыс. комментариев

 

Вывод


На мой взгляд, совершенно логично использовать механизмы по типу IDEA.GOV как дополнительный сервис на уже существующих государственных веб-площадках. Это будет эффективно в том случае, когда реализуются адекватные идеи, за которые проголосовало большинство – такое своеобразное народное вече 2.0.

Второе наиболее востребованное направление сейчас – это создание Большой жалобной книги. Для этого уже все сделано (большинство госсайтов уже реализовало у себя сервис «пожаловаться»), НО здесь пора переходить к конструктиву: если есть жалобы, то нужно дать возможность предложить и решения. В этом вопросе очень важно использовать технологии кластеризации мнений, чтобы сервис давал конкретный выхлоп.

После изучения эффективности проектов по сбору мнений в ходе предвыборных кампаний мне стало очевидно, что когда население не только «выбрасывает» свои недовольства в Сеть, но также принимает участие в решении проблем, беря на себя часть ответственности, уровень народных недовольств снижается. Поэтому при использовании логики общения в социальных сетях мы получаем полезный инструмент для повышения лояльности населения и вовлечения граждан в решение государственных вопросов

Поделиться статьей: