Регионы, Мобильное правительство и Министерство IT.

Продолжая тему электронного правительства, захотелось обсудить еще и регионы.

В России реализация электронного правительства частична: есть Татарстан – регион, который называют российским Сингапуром, и есть Башкирия. И в каждом отдельном регионе несчастные местные руководители IT-департаментов вынуждены создавать что-то свое, постоянно дублируя друг друга.

Да, у нас несколько систем электронного документооборота. Да, у нас в стране нет стандартов реализации: регион что-то сделает, а потом ему спускают сверху новые правила игры.

Часто приходится сталкиваться с тем, что региону ставят задачу сделать, но забывают объяснить, где эти деньги найти. При этом все регионы жалуются, что Ростелеком, единственный исполнитель программ ФЦП Электронная Россия, просит непомерных денег за свои программы.

При этом у нас есть программы не за миллионы, которые работают. Но минус в том, что такие практики нигде не собраны. Мы проводили несколько форумов, где регионам рассказывали, как и что происходит у их соседей и что не надо двойных трат, если уже есть рядом то, что работает.

Но К процессу уже подключилось общество: запускаются конкурсы разработчиков, которые могут сделать оптимизацию сервисов или сами сервисы, которые народу необходимы.

ведь при таких тратах можно сделать намного больше.  При этом по сравнению с другими программами ФЦП Электронная Россия – одна из самых маленьких. Прокуратура проверяет Ростелеком, Минсвязь говорит, что делает максимально возможное, идет передел зон влияния, а самая главная цель – не увеличивать, а сокращать издержки – не реализована.

И вот почему при электронном документообороте сначала бумага приходит к секретарю, которая ее распечатывает, ставит входящий номер, потом идет подписывать у госслужащего, потом вводит данные в систему. То есть, работы не убавилось, а она удвоилась.

Для того чтобы выйти из этой ситуации, надо, чтобы центром развития ЭП стали регионы. И логичнее делать мобильное правительство. Ведь растет число пользователей мобильного Интернета, активно создаются приложения для мобильных: в этой системе есть обратная связь, и наладить платежи со счета мобильного оператора за госуслуги можно, и геолокацию подключить, и удешевить все процессы.

Вопрос в качестве связи, над которым необходимо работать.

Для дальнейшего развития мобильного правительства необходимо опросить граждан, потребности различаются по регионам: постановка на учет транспортного средства, штрафы, паспорт в Кемерово, регистрация компаний в Татарстане, где-то запись к врачу и т.д.

Чтобы провести опрос и узнать потребности граждан можно использовать терминалы по оплате счетов мобильных телефонов. Это охват от 10 миллионов сразу.

Есть экономическая логика для бизнеса. Надо не говорить, а сделать электронные счета-фактуры, возможность регистрации компании за несколько минут. Благо, электронная налоговая у нас есть.

Есть логика сокращения затрат путем привлечения независимых разработчиков через конкурсы, программы.

В России должно быть одно лицо и одно министерство, которое является ответственным за эту программу: IT-царь (опыт США) и Министерство IT. Я считаю, что Россия – страна как раз талантливых айтишников. Это и есть наш массовый инновационный ресурс.

Вполне вменяемое предложение сделать отдельное министерство для одной из самых динамично развивающихся отраслей. И уж особенно, если мы говорим о переходе к интеллектуальной экономике. Так давай уже переходить, а не вести длинные беседы.

Подводя итоги, выделю особенности работы системы Электронного правительства для общества:

- Создание общей базы данных по всем гражданам.

- Доступ к информации жителей отдаленных территорий.

- Возможность общества влиять на перераспределение бюджетов региона на жизненно важные вопросы

- Внедрение систем электронного мониторинга коррупции по принципу индийского I pade a bribe

- Диалог власти и общества: нас представляют, возможность оперативно сообщать о проблемах-вопросах и получать обратную реакцию.

Для бизнеса:

- Создание системы электронных счетов-фактур.

- Быстрая и удобная регистрация компаний.

- Электронная налоговая.

- Система электронной подписи – ЭЦП: не требуется быть на месте, чтобы подписать документ, и он будет признан не ничтожным.

- Развитие IT – компаний и ориентированность технологий на развитие внутреннего рынка — увеличение емкости внутреннего рынка.

- Cтимул для развития малого бизнеса и рост его не в сфере торговли, а в сфере технологий.

Очень бы хотелось услышать Ваше мнение по данному вопросу. Есть идеи – предлагайте!


Комментарии к посту «Регионы, Мобильное правительство и Министерство IT.»

  • Incognito:

    Это все замечательно, безусловно. И я уверен, такие системы существенно смогут облегчить жизнь граждан и эффективность правительственных действий. Но когда в стране хаос на этапе управления и принятия решений, то при автоматизации хаоса, получим автоматизированный хаос. Видимость работы этих систем в отдельных регионах говорит лишь о, скорее всего, огромных издержках на их внедрение и эксплуатацию. Алена, при всем уважении, ваша деятельность безусловно актуально, но копирование западной практики должно начаться не с последней декады айти бума, а с начала века, когда становилось научное управление персоналом. Пока поручения и команды не выполняются в принципе, заниматься автоматизацией — это бороться с ветряными мельницами (дадада))). Поэтому удачи вам! Но успехов эта затея не принесет, даже если внедрить ее повсеместно. Проблему управления надо сначала решать, а не искать пути ее автоматизации.

  • Алёна писала: Для того чтобы выйти из этой ситуации, надо, чтобы центром развития ЭП стали регионы.

    До 2009 года так и было. Помимо достоинств, у такого подхода есть существенные недостатки, главным из которых является невозможность обеспечить взаимодействие между региональными системами и с федеральной системой. Если опыт России недостаточен, посмотрите на ситуацию в Германии — там регионы сильнее федерального центра, и каждая земля живёт своей жизнью.

    Ещё один недостаток — сильная неравномерность развития. Федеральный центр все-таки обеспечивает определенное сглаживание этих различий.

    Алёна писала:И логичнее делать мобильное правительство

    Лично для Вас — безусловно. Для большинства населения — не уверена, IMHO это сейчас далеко не главная задача. А финансовые ресурсы России не безграничны…

    Алёна писала:Надо не говорить, а сделать электронные счета-фактуры

    Отстаёте! :) Уже сделали.

    Алёна писала: В России должно быть одно лицо и одно министерство, которое является ответственным за эту программу: IT-царь (опыт США)

    Алёна, опыт других стран надо все-таки изучать, а не «юзать» понаслышке. У США очень проблемный опыт. Поинтересуйтесь заодно, где сейчас их знаменитый ИТ-царь! :)

  • ksenchka& yanina:

    Выделенные особенности работы системы ЭП соответствуют реальному времени, но для активного функционирования данной системы необходимо, чтобы она приобрела массовый характер. для этого нужно проводить какие либо мероприятия для ознакомления населения с возможностями ЭП.

  • Особенности работы электронного правительства начинают радовать все больше и больше. Наконец-то, мы можем видеть реальные результаты. Но все же этого мало, если сравнивать с лидирующими странами в области ЭП. Будем надеяться, что в дальнейшем российские гос.услуги будут только повышать свой уровень.

  • АНДРЕЙ ПАНОВ:

    без стабильно работающей ИТ инфрастуктуры никакое электронное правительство не сможет работать. А инфрастуктура у нас есть только внутри садового кольца. попробуйте интернет в любом другом городе и сразу станет понятно, что нам еще работать и работать….

  • БублиГум:

    Все эти интерактивные проекты Бред! Только слепец не видит того, на чем строится и стоит наша политическая система.
    Наша политическая система строится на тоталитаризме внутриполитической системы, на основе культа личности, или говоря простыми словами — Я НАЧАЛЬНИК, ТЫ ДУРАК!

    Для преодоления ЭТОГО, нужно создать 2 фундаментальных столпа:

    1. ПУБЛИЧНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ — страна должна знать своих героев на полях политических сражений.
    2. Возможность обсуждения политиков гражданами страны. Если хотите, в виде своеобразного рейтинга доверия граждан к политическим деятелям стоящим на ключевых постах страны.

    А что мы видим сейчас? Театр с 2 актерами — Медведев и Путин! А остальные-то где? Где их ИДЕИ и вообще, там есть еще политические личности, кроме глав партий и Путина с Медведева???
    Политическая система в России абсолютно закрыта, и не понятна по каким критериям существует!
    НО,
    ОКРЫТОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДОЛЖНА ЗАКЛЮЧАТЬСЯ НЕ В ТОМ, ЧТО В НЕЕ МОГУТ ВЛЕСТЬ ВСЕ — ХОТЬ БОМЖИ С УЛИЦИ! А в том, что бы те кто там есть, проявляли себя соответственно — ГОВОРИЛИ О ТОМ ЧТО ДЕЛАЮТ, ЧТО ПЛАНИРУЮТ ДЕЛАТЬ И НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО СЛОЖИЛИСЬ ТАКИЕ ПЛАНЫ и самое главное, это конкурс ПРОЕКТОВ с дебатами и с защитой для выделения финансирования на их реализацию!

    ВОТ ЭТО И НАЗЫВАЕТСЯ — ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД!
    А не то, что нам навязывают — 100 партий и ИНТЕРНЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО с ИНТЕРНЕТ ЖКХ и ГБДД.
    Запомните, именно это поговорка: «Я НАЧАЛЬНИК, ТЫ ДУРАК!» и погубила СССР и до сих пор губит Россию!!!!!!!!!!

  • Павлик Морозов:

    Все эти интерактивные проекты Бред! Только слепец не видит того, на чем строится и стоит наша политическая система.
    Наша политическая система строится на тоталитаризме внутриполитической системы, на основе культа личности, или говоря простыми словами — Я НАЧАЛЬНИК, ТЫ ДУРАК!

    Для преодоления ЭТОГО, нужно создать 2 фундаментальных столпа:

    1. ПУБЛИЧНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ — страна должна знать своих героев на полях политических сражений.
    2. Возможность обсуждения политиков гражданами страны. Если хотите, в виде своеобразного рейтинга доверия граждан к политическим деятелям стоящим на ключевых постах страны.

    А что мы видим сейчас? Театр с 2 актерами — Медведев и Путин! А остальные-то где? Где их ИДЕИ и вообще, там есть еще политические личности, кроме глав партий и Путина с Медведева???
    Политическая система в России абсолютно закрыта, и не понятна по каким критериям существует!
    НО,
    ОКРЫТОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДОЛЖНА ЗАКЛЮЧАТЬСЯ НЕ В ТОМ, ЧТО В НЕЕ МОГУТ ВЛЕСТЬ ВСЕ — ХОТЬ БОМЖИ С УЛИЦИ! А в том, что бы те кто там есть, проявляли себя соответственно — ГОВОРИЛИ О ТОМ ЧТО ДЕЛАЮТ, ЧТО ПЛАНИРУЮТ ДЕЛАТЬ И НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО СЛОЖИЛИСЬ ТАКИЕ ПЛАНЫ и самое главное, это конкурс ПРОЕКТОВ с дебатами и с защитой для выделения финансирования на их реализацию!

    ВОТ ЭТО И НАЗЫВАЕТСЯ — ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД!
    А не то, что нам навязывают — 100 партий и ИНТЕРНЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО с ИНТЕРНЕТ ЖКХ и ГБДД.
    Запомните, именно это поговорка: «Я НАЧАЛЬНИК, ТЫ ДУРАК!» и погубила СССР и до сих пор губит Россию!!!!!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>