«Акция»Ксения Кандалинцева, 23 августа 2011

Проблема гражданских онлайн-инициатив не в том, что их мало, а в том, что их много, но никто о них не знает. Предприниматель Алёна Попова помогает российским активистам в продвижении их идей. Она знает, как наладить диалог с государством, где найти деньги на проекты и кому вообще они нужны.

 

 

В чём суть Gov2People?

Gov2People (gov2people.ru) — это онлайн-каталог всех проектов gov 2.0 в России: то есть стартапов в сфере электронного правительства. Это проекты мониторинга обещаний политиков (dalslovo.ru), стартапы по решению вопросов городской среды (daisignal.ru,streetjournal.org) и многое другое. И сейчас задача сделать такие инициативы популярными, чтобы пользователи привыкали, что у них есть удобные и нужные инструменты. Наша цель — из гражданских инициатив сделать бизнес, чтобы ребята не на энтузиазме голом это делали, а понимали, что они выращивают некий проект.

Откуда такие проекты вообще появляются?

В основном люди отвечают, что делают это «for fun». Обычно такие проекты делают программисты, для которых это ничего не стоит и которых достало, что ничего не происходит: государство неэффективно борется с коррупцией, власти не чинят дороги. Люди понимают, что от них зависит больше, чем от государства. Они решают реальные вопросы, как ребята с картой пожаров (russianfires.ru), которые потом сделалиholoda.info. В прошлый раз они координировали волонтеров, которые вывозили пострадавших от пожаров, ремонтировали дома, находили финансовую помощь. Когда есть такие случаи, начинаешь верить, что от тебя действительно многое зависит.

Почему вы их поддерживаете?

Мне они интересны, потому что я предприниматель и, как это модно называется, стартапер. Я знала, что есть на рынке потребность в едином ресурсе, на котором гражданские проекты будут собраны и который будет приносить им пользу, я создала Gov2People.

На Западе тоже есть свой Gov2People?

Нет, там таких проектов не существует. Потому что они не нужны — на Западе есть институты развития Sunlight Foundation или Internews, которые инвестируют в создание гражданских инициатив по всему миру и им не нужна единая площадка. У нас многие проекты копируются с того, что уже есть на Западе. Поэтому даже в этой связи хочется ребятам помочь: «Вася, ты делаешь проект, который в Америке уже 10 лет работает, так вот свяжись с Джоном, пусть он тебе расскажет, как он это сделал». Мы налаживаем мосты между создателями проектов.

«Вася, ты делаешь проект, который в Америке уже 10 лет работает, так вот свяжись с Джоном, пусть он тебе расскажет, как он это сделал»

По вашему мнению, копирование — это хорошо?

По моему мнению, копирование — это не плохо. В процессе копирования ты понимаешь, какие проекты работают на твоей почве, какие нет. Потом у тебя может возникнуть своя идея, что в этой нише стоит еще сделать.

А если есть идея социального проекта, на который всетаки нужны ресурсы?

В гражданских проектах существует три способа получения инвестиций. Во-первых, это госсубсидии, если вы делаете социально важный проект. Допустим, проект по мониторингу городской среды и удобства ее для инвалидов. Это может проинвестировать министерство или ведомство. Второе — это грантовые системы, институты развития. В России активно гражданскими проектами занимается Институт современного развития. Достаточно много зарубежных грантов. Вы можете сразу обратиться к стратегическому партнеру. Хороший пример: в Рязани ребята сделали проект bus60.ru — мониторинг ближайших автобусов на основе ГЛОНАССа, и их захотела купить крупная компания. Чаще на старте таких проектов нужны не деньги, а команда.

Вы лично какое-то участие в них принимаете?

Проект streetjournal.org в том числе благодаря нам развивается, потому что я и несколько экспертов, которым он нравится, активно о нем рассказываем властям. Я лично ходила и разговаривала с министрами информационных технологий и связи. Сейчас в Gov2People мы сделаем crowdfounding — если вам нравится какой-то проект, вы можете в его пользу отправить небольшую сумму денег. Можно принимать участие тремя разными способами: быть финансовым инвестором, быть стратегическим партнером (то есть потом купить проект) или быть бизнес-ангелом (привнести туда компетенцию, связи). Мы с командой стараемся несколько этих ролей совместить.

Можете назвать идею, которую нужно реализовать, но никто этого еще не сделал?

Таких идей масса! У нас огромный объем открытых данных, на основе которых можно делать совершенно потрясающие проекты. Начиная от экологического мониторинга районов Москвы с завязкой на стоимость жилья в этих районах, их доступности для мам с колясками, для инвалидов до карты надомных детских садов. Представьте, что маме не с кем оставить ребенка, и тут через мобильное приложение она узнает, что в соседнем подъезде есть надомный детский сад.

Есть разница между активистами, которые выходят на баррикады и устраивают войну с ОМОНом, и теми, которые действуют в интернете. Что эффективнее?

Интернет-активность — это хорошо, потому что она привлекает целевую аудиторию, которая во всём разочаровалась и не выходит на улицы. Это программисты, которые могут колоссальное количество проектов создавать, это молодежь, которой все эти акции протеста по барабану. С другой стороны, надо понимать, что интернет, как бы я классно к нему ни относилась, это все-таки не история с «Первым каналом». Народ, особенно в регионах, не знает, что в интернете делается, кто такой Навальный, что такое гражданский проект. Но они знают людей, которые выходят на улицы. Я выступаю за конструктив, по-этому считаю, что вопли с кулаками вряд ли приведут к какому-то вразумительному результату в нашей стране. Зато нормально выстроенный проект в интернете, который помогает людям, может быть успешен.


Поделиться статьей: