Open Japan делится опытом

События в Японии дали новый виток развития глобальной кооперации в поисках решения проблем. Одна из таких инициатив — OpenJapan.net  — проект, который создал архитектор-новатор Даниэль Дендра (Daniel Dendra). Концепция заключается в том, что каждый вопрос решается посредством привлечения рабочих групп из различных стран мира.

Схема такова. В каждом городе – участнике проекта- создаются воркшопы. В зависимости от часовых поясов определяется последовательность передачи задания. Разработанный на начальном этапе в Японии проект-проблема передается рабочим группам в разных странах и городах, где под контролем менеджеров и представителей заинтересованной стороны превращается в готовое решение. Подробнее об этой схеме тут

 

Даниэль Дендра поделился своим опытом, рассказал еще о ряде проектов, которые он ведет. И я подумала, а почему бы нам не реализовать подобный проект в России? У нас на это имеются все условия и ресурсы.

 

- Какие вопросы, на твой взгляд, наиболее удобно решать, используя схему OpenJapan?

- Имея дело с Японией, очень важно учитывать особенности национальной культуры. Японцы не очень любят принимать от кого-то помощь, равно как боятся потерять свою уникальность. Это означает, что мы не могли просто выбрать какую-то из проблем — мы исходили из того, что наши японские партнеры давали нам под проект OpenJapan. В данном случае,  вопросы всегда касались планирования, градостроительного проектирования, ландшафтной архитектуры либо дизайна пользовательских интерфейсов.

Впоследствии мы поняли, что применяемые нами мини-конференции и проектный подход можно использовать в любой области решения проблем.

На мой взгляд, очень легко находить решения, когда ты работаешь в открытом режиме кооперации. У нас есть также опыт в городе Сатка (Челябинская область), где мы используем принцип командной работы с местными жителями.

 

- Как организованы рабочие группы?

- Мы устанавливаем определенные правила. На каждом узле (в городе) есть проектный менеджер, он в курсе всего. Правила заключаются в том, что в каждом узле есть также модератор (в отдельных городах это уже профессиональные модераторы), графический регистратор и так называемый амбассадор (представитель Японии). В конкретном проекте мы работаем с одной и той же системой, но от случая к случаю она может меняться. Также у нас есть опыт работы с другими платформами и схемами, такими как futurecitylab и cloudscap.es.

 

- Как быстро идеи воплощаются в жизнь?

- Исходя из политической и социальной ситуации, все проекты в Японии проходят длительный процесс согласования. Эти процедуры занимают много времени. Но сейчас мы пользуемся теми же схемами в Индии и Албании, и там процесс движется гораздо быстрее.

 

- Расскажи поподробнее о том, что вы делаете в Сатке.

- В Сатку нас пригласила российская компания «Магнезит», чтобы принять участие в интернациональном конкурсе для строительства новой площади в городе. Главным фокусом программы было вовлечение горожан в процесс проектирования.

Во время нашего первого визита мы организовали совместную креативную группу. Чтобы узнать у каждого жителя о том, что он хотел бы видеть и какие проблемы решить, была разработана небольшая игра, где мы в роли посредника общаемся с людьми на тему архитектуры (замечу, необычную для них). 

Наш интерес заключался в создании новых форм управления в процессе проектирования. Я уверен, что процесс по типу bottom-up (который нужно очень правильно модерировать, чтобы получить результаты) позволяет учитывать интересы всех сторон. Люди, которые чувствуют, что они являются частью процесса, никогда не будут препятствовать проекту, плюс ко всему совершенно точно не будут разрушать то, что построено.

Эту идею сложно продвигать в России, и даже некоторые из моих коллег сомневаются, что это заработает. Было, например, очень трудно начать эту инициативу и вовлечь людей. Но я могу сказать, что компания «Магнезит» нам очень помогла. В итоге все были весьма удивлены тому, насколько позитивно была воспринята такая практика и насколько люди готовы участвовать в такого рода проектах.

Конечно, здесь нужна большая подготовка и знания в области управления массами. В нашем проекте мы сотрудничали с телеведущими. Только подготовка игры в Сатке заняла у нас около месяца. Но в конце мы поняли, что все наши усилия были оправданы. Все были счастливы!

А мы, выходцы из другой страны, прежде всего, получили знания о том, чего хотят и в чем нуждаются люди, и это мы можем использовать в других наших дизайн-проектах. 

Сейчас в Сатке еще не закончено, но ожидает своего завершения проектирование — это как красивый стакан, который еще не заполнен хорошим вином. В следующих фазах проектирования мы предлагаем продолжать практику воркшопов с местными жителями.

 

- Расскажи о проектах, осуществляемых в Индии и Албании.

- В Албании мы работаем вместе с немецкой рекламной компанией для албанского German Goethe Institute. Проект находится на фазе разработки концепции и будет представлен на официальной пресс-конференции 10 октября. До того времени раскрывать информацию я не могу. Ключевая проблема там состоит в том, что люди очень заботятся о своем личном пространстве, однако забывают об общественных ценностях. Мы хотели бы возродить сознательное отношение к этим вопросам и надеемся изменить поведение людей. Реализовать подобный проект — это большой вызов, и он рассматривается как инкубатор решений аналогичных вопросов в других странах. 

В Индии мы работаем над строительством общественных туалетов для женского колледжа рядом с городом Чандигарх. Одна из проблем в Индии заключается в том, что из-за плохих гигиенических условий 25% девушек отчисляют из школ по состоянию здоровья. В колледже, в котором мы работаем, учится около 250 девушек, и на всех построен лишь один туалет!

Наш проект нацелен то, чтобы построить рациональную систему туалетов, где будут не только перерабатываться сточные воды, но и отходы будут также использоваться как ресурс. Таким образом, обслуживание туалетов будет выгодно для общества и с финансовой точки зрения. Развивающиеся страны, такие как Индия, очень заинтересованы в рациональных решениях, поскольку они осознали весь потенциал, который можно направить на развитие.

Проект сейчас находится на стадии интервьюирования девушек колледжа на предмет того, в чем они нуждаются. Это исследование проводится вместе с партнером OpenSimSim — Deepti (г. Ченнай) и Design Thinkers (г. Мумбай), которые работают с клиентами уровня Clinton Foundation и Nokia. Также в рамках того, что нам необходимо найти наиболее рациональное решение, мы работаем с лучшими экспертами на рынке TRANSSOLAR или Prof. Dr. Sieker (вопросы переработки воды). OpenSimSim позволяет нам привлекать команды высокого уровня даже на такие небольшие проекты, как этот. 

В то же время вместе с нашим партнером BETTERPLACE мы реализуем программу сбора средств. В данном случае она стартует 19 ноября, когда отмечается Всемирный день туалета

***

 

Почему бы и не OpenRussia!?

 

В нашей стране такая схема решения различных вопросов будет работать хорошо. Во-первых, у нас большое количество регионов и 8 часовых поясов. Во-вторых, проблемы, как правило, дублируются. Если говорить об ИТ, то здесь было бы интересно не только реализовать кооперацию на уровне разных регионов и краев, но также обратиться к зарубежным рынкам — подключить Бразилию, Индию, Китай, а также Америку (мы очень часто копируем их успешные практики).

Схема, которую придумал Дэниель, нацелена на улучшение общения, нетворкинга. Особенно актуальной она будет для развития среды программистов, которая сейчас в социальном секторе инертна. ИТ-специалистам нужно демонстрировать позитивные практики для вовлечения их в решение городских вопросов. Сейчас картина такая, что народ реагирует на работу в социальных проектах очень непозитивно, поэтому-то зачастую нет и решений, которые можно внедрять.

 

Нельзя забывать

 

Если говорить о сложностях: не все зарубежные практики у нас применимы, а причина тому одна — иное пользовательское поведение. И это тоже нужно учитывать.

 

Какие вопросы нужно решать с помощью схемы OpenJapan?

Скоро в России стартует марафон разработчиков Code4Country. Мне интересно, насколько эффективно это пройдет у нас: команды из России и США будут одновременно работать над одними и теми же проектами. Сейчас на сайт можно присылать идеи для реалиации: вполне логично, если давнюю задумку смогут воплотить в жизнь. Но тут у меня два вопроса: дальнейшая судьба этих идей и востребованность их аудиторией.

Мне на ум приходят сразу несколько проблем, характерных для всех регионов, — это ремонт дорог, нехватка детских садов и открытых порталов для оценки их качества, оценка качества образовательных учреджений

Также при помощи такой схемы можно, скажем, внедрить программу реабилитации моногородов, взяв за основу опыт Насти Севериной, которая работает с городом Кизел.

Вообще логично  взять четыре самые драматичные сферы — здравоохранение, образование, городская среда, информация о госорганах

Было, помню, предложение (не уверена, что массово применимое, но вполне рациональное) — сначала выявлять проблемы в данной локации (через блог-коммьюнити и известных блогеров или журналистов, через оффлайн СМИ) и создавать проекты именно для решения подобных проблем. Причем на основе краудсорсинговой карты собрать в одном месте все одинаковые проблемы- дабы можно было выявить локации, в которых как раз и будут собраны команды для решения этой узкой задачи. И потом все эти проекты должны приниматься к реализации. Мой опять же вопрос — ну а как туда привлекать аудиторию? Ибо технология проекта -это одно, но аудитория- самый важный критерий успеха

Привлечение партнеров

Все инициативы обычно носят волонтерский характер по сути, однако, если удастся привлечь партнеров, то отдельные проекты могут получиться достаточно масштабными и финансово обоснованными. На мой взгляд, многим компаниям поддержка подобных инициатив должна быть интересна. Особенно в IT-секторе, хотя по сути логика партнерства должна быть обоснована самой целевой аудиторией проекта

Задайте свой вопрос

Мы запустили платформу eGovLive, здесь мы решаем определенные вопросы. Было бы здорово, если бы вы присылали на эту площадку свои запросы, чтобы мы могли масштабировать проблематику, запускать в жизнь механизм решения задачи. Здесь и станет ясно, работает ли площадка в том направлении, которого мы ожидаем.


Комментарии к посту «Open Japan делится опытом»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>