Электронное правительство Эстонии

«Все решения, которые вы сегодня можете видеть в Эстонии и которые работают, разработаны частными компаниями, и государство главным образом играло роль разумного закупщика.» (Ивар Талло)

 

 

На Тверском форуме постоянно обсуждали вопрос: программа какой страны в сфере развития электронного правительства наиболее перспективна и чей же опыт стоит учитывать при реализации e-gov в нашей стране. Сингапур? Эстония? Америка? UK?

В Америке и UK много практик, которые можно взять за основу в РФ (особенно в сфере citizen2.0). НО! Самое главное НО — это то, что Америка запускает все свои проекты уже на том этапе, когда распространенность интернета почти повсеместная. Логично ли сравнивать ситуации с доступом у нас и в штатах? А вот Эстония (и это интересно) начинала свои программы при низком уровне информатизации страны. Да, это было в 90-е гг, но зато почти все программы, которые они реализовывали тогда, у нас сейчас в ходу и широко обсуждаются: например, интернет в школы, повышение компьютерной грамотности у населения и т.д. В видео Ивар Талло (член совета директоров Академии Электронного Управления Эстонии) как раз рассказывает, как им удалось ввести использование сети в привычку граждан и сделать интернет доступным 90% населения.

Я понимаю, что сейчас в голове возникает сразу ответная реакция «Ну все же ясно, Эстония просто маленькая страна, плюс все ее активности в данной сфере делались на деньги Евросоюза» но это не совсем так. Во-первых, у Эстонии логичный подход:

  • не писать большие системные проекты, а реализовывать;
  • не забирать у министерств и ведомств разных их подотчетные задачи и передавать одному министерству, а создать систему сторонней агрегации (создание Академии Управления, куда входят эксперты, а не чиновники);
  • отдать большую часть проектов для реализации бизнесу, позволив часть из них коммерциализировать (например, получать % с транзакций);
  • законодательно разрешить микроплатежи с мобильного счета абонента (банкам просто нет смысла участвовать в таких мини-транзакциях из-за высоких издержек одной операции, а вот мобильным операторам-вполне).

Да, в Эстонии также с Вас не смогут запросить данные в одном государственном учреждении, если они есть в другом: государство само решает вопрос обмена данными внутри системы. Ивар сам был в Парламенте и более чем понимает, что политическая воля и возможность вносить логичные изменения в законы — одна из самых важных составляющих успеха развития электронного правительства. Мне рассказывали, как раньше каждый акт обсуждался по 3-4 месяца и как было тяжко с бумагами, но когда ОБЯЗАЛИ весь парламент перейти на электронный документооборот, процессы ускорились в разы. И, естественно, в Эстонии тоже была стандартная ситуация, когда чиновник просил свою помощницу сначала принести его бумажку, что в нее он внес поправки, а потом это все перевести в электронный вид!

Я недавно была в нашей Государственной Думе и понимаю, что там именно так и происходит. Но и для этого было найдено решение: если Вы не используете активно инновации, вам не место  в госаппарате, ибо новые реалии, и надо быть на передовой, а не агитировать всех, самому не зная, как включается или выключается компьютер. В стране вводилось в моду быть онлайн: система электронного чиновника стала основой для развития всего электронного правительства.

Так правительство Эстонии в рамках реализации концепции «электронного правительства» летом 2001 году запустило портал «Сегодня решаю я» (Tana otsustan mina): активный Gov2.0-проект, где  любой житель республики мог принять участие в управлении государством. Но это бы не сработало, если бы не было у чиновников привычки и необходимости реагировать на активность граждан в сети! Верно? И вряд ли это бы сработало, если бы кто-то вышестоящий их отчитывал постоянно на заседаниях, а потом чиновники выходили из залов заседаний с мыслью, что им итак хорошо работается без интернета или с мыслью, что в селе Бутыкино нет света, какой уж интернет. Так бы ничего не сдвинулось! Благодаря e-official реализованы выборы по интернету.

То есть, к чему это я? К тому, что электронное правительство Эстонии построено по принципу: сначала люди, потом госуслуги, потом технологии! Сначала обучили людей и ввели в привычку использование сети (причем ввели в привычку и административными мерами тоже, что тут такого?).

Что еще мне показалось вполне применимым у нас: почти 90% сервисов Эстонии было нацелено на развитие бизнеса в стране. Почему так? Когда бизнес начинает использовать сервисы, экономика движется вперед — и этот самый бизнес может также логично формировать услуги для граждан в рамках электронного правительства, будучи его активным потребителем. B2B в Эстонии и B2G пошли по пути минимизации затрат для развития инноваций в целом: компанию ОНЛАЙН можно зарегистрировать за 18 минут. В том числе по сети можно получить лицензии и сертификаты. То есть общение в оффлайне с представителями контролирующих органов сведено к минимуму.

Далее. Вопрос о безопасности данных. На единном портале электронного правительства Эстонии пошли тоже своим путем: государство не стало создавать 120-ступенчатую систему защиты данных (защита есть и хорошая), но работает другой принцип: статистика просмотров ваших данных доступна вам: кто и когда и какие ваши данные смотрел! Вы сами контролируете эти процессы: можете закрыть-открыть доступ, можете видеть, было ли вмешательство кого-то лишнего в систему. В последнем варианте, если Ваши данные незаконно смотрел кто-то из госаппарата (например, данные, которые напрямую не относятся к сфере ответственности этого госоргана), Вы можете пожаловаться: в Эстонии за это либо штраф, либо понижение в должности, либо уголовное дело (последнее понятно в каких случаях? но пока прецедентов не было). На этом едином портале электронного правительства все разделено на услуги и вход для: Граждан, Бизнеса или Чиновников. Если Вы не авторизованы как чиновник, в данную вкладку Вы не войдете. И также с остальным.

Единный электронный ID — это более чем логично и нужно. Да, ID получается оффлайн и какое-то время занимает, но с помощью этого ID Вы имеете доступ ко всей своей информации, включая личные и бизнес-данные. Карта имеет 2 степени защиты и еще смс-аутентификацию. С этим же ID Вам не нужен паспорт, права или иные документы: внутри Эстонии, а также за ее пределами (в Евросоюзе) Вы его можете использовать.

В сети лежит видео о самой системе ID,  а я размещаю тут видео с Indrek Vimberg, представителем Эстонского ИКТ Демо-Центра, который наглядно показал использование этой карты и многие услуги, которые можно при ее помощи получить.

В общем, 5 своих тезисов о том, что можно сделать в РФ из опыта Эстонии я напишу позже, а пока вот этот огромный пост (презентации ниже) и  видео-рассказ Ивара Талло о причинах успеха эстонской модели электронного правительства


Презентации по эстонскому E-government



Комментарии к посту «Электронное правительство Эстонии»

  • Эх, Алена-Алена, золотое вы наше сердце… Да — здорово все в Эстонии и можно позавидовать этой реализации электронного правительства..
    Скажите лучше честно — да , проект в Эстонии получился, потому что имел небольшой масштаб, конкретный бюджет, хороший кадровый состав команды и неплохое финансирование со стороны Швеции. Тогда хотя бы по методам и условиям станет ясно, какая была выбрана тактика и в каких регионах/ведомствах можно взять эти методы..

    Ну почему же на констатации сего замечательного факта ваша мысль традиционно останавливается. Прямо как в анекдоте про то как зайцы должны стать ежиками… Скажите прямо — я знаю, что нужно сделать — но эта информация стоит денег. Однако в тексте написаны рецепты — ну настолько малореалистичные и слабо реализуемые именно в России — что читать этот пионерский бред становится даже неинтересно. «сделать приоритет гражданина» — да скорее всего как идеал годится, но КАК ? «не писать системные проекты, а делать» — намек понятен, но как делать не имея плана ? Что за комиссарский бред !?? Вы умеете делать ИТ проекты без проектной документации — расскажите КАК ? «законодательно разрешить микроплатежи с мобильного счета абонента» — вы хоть понимаете разницу между банком и компанией, и зачем скажем было введено страхование вкладов ? И откуда мысль что б/н траназкции в банках дорогие, а у мобильных операторов они дешевые ?

    Перевод в электронный вид законотворчества — тоже понятен, и в России есть вполне хорошие заделы — смотрите АС «Законотворчество». Однако даже в программной архитектуре вопрос синтеза знаний и автоматизации творческой работы находится настолько в зачаточном состоянии — что ни о какой закономерности или тиражировании не стоит и вести речи.. Есть миллион ИТ систем для контроля и учета ошибок — которые нужно тупо зафиксировать и исправить, но систем для именно изобретательско-архитектурной работы не найдется и десятка.. — а я например работаю лишь с двумя. И ВСЁ !
    Я не пытаюсь (и не дай Бог) вас останавливать в вашей энергии и тяге, но чтобы успех был не разовым, а системным — неплохо бы упорядочивать факты, и делать более глубокие размышления, и приземлять их к Российским реалиями. Поверьте — в современном мире есть много фриков, которые действительно достигают успеха, но массовый вектор задается более фундаментальными законами, организационными и финансовыми конструкциями. Если это нельзя сделать в России — то хотя бы на этом «нельзя» вскрыть причины-источники данного противоречия и попытаться найти обходное решение.

  • Алена Попова:

    Уважаемый tri_botinka, у меня как раз, если Вы заметили, системный подход, ибо я анализирую все мировые практики. а что дает нам этот Ваш пресловутый фундаментальный подход. Миллиардные затраты, не понятно распределенные обязанности внути гос. аппарата, несогласованность итд? Что касается денег. Сейчас эта информация денег не стоит. Денег стоит моя голова, но я ее пока не продаю. Я работаю в бизнесе. и мне важно, чтобы, как и в бизнесе, процессы были логичны. А знаете, что такое логика бизнеса: это именно прописать один маленький процесс и его сделать, затем другой-и тоже сделать. Вы же понимаете, что в итоге от любого бизнес-плана остается не больше 10-15%. Тут то же самое. Я призываю делать. Да, а в чем я могу ошибаться? Я сейчас активно общаюсь с регионами и не вижу ничего окказийного, если региону нужна электронная школа или электронная регистратура, чтобы ее отдать бизнесу и экспертам создавать, давая за это преференции в виде налоговых льгот на подобные проекты или возможность получать % с платежей внутри системы. И третье, я же написала, что сейчас нахожусь в процессе как раз аналитики, поэтому не могу вот сию секунду выдать рецепт. Но я это сделаю. Потому что все эти рассуждения о том, что «эх, Алена, алена, розовые Ваши очки, пионерский Ваш настрой итд», я слышу постоянно. Слышу. Но вижу то, что я хотя бы что-то делаю. и делаю активно. Потому что на данный момент создаю и развиваю. А те, кто настаивает на системности, в этой всей системности нашей российской и тонут. Почему? Ну Вы же сами знаете. Пока один чиновник, другой и третий это посмотрят, пока согласуют итд итп Так в чем я иду поверхностно? в том, что не жду помощи, не пилю деньги государственные, анализирую и делаю? в чем?

  • Хорошо, тогда можно я — хотя бы из любви к гармонии буду Вам чуть перечить ? А то скучно будет — как говорится хороший враг (а я вовсе не он) -критик лучше — десятка лизоблюдов.

    Фраза «Потому что все эти рассуждения о том, что «эх, Алена, алена, розовые Ваши очки, пионерский Ваш настрой итд», я слышу постоянно» вообще прикольна. Значит ваш приоритет «борьба» ? Ну-ну — вот я и предлагаю вам бороться, если это ваш конек. Только не со следствием, а с причинами. Не хвататься за причину, быстро ее «разруливать» и закидывать за спину в шкафчик.. Пройдет недолго времени и этот шкафчик треснет и обрушит на вас все недоделки. И вы не справитесь — ни по сложности, ни по количеству. Значит нужны партнеры, коллеги — для которых вы должны быть понятны и адекватны — и разные подходы к решению разных проблемам.. Сочетая стратегию для «поиска двери», и уж затем адреналин для «пробивания стены», если подходящей двери нет. Это просто и экологичнее, и энергетически выгоднее..

    Хотя согласен с вами — это не так развлекательно. «Экспромт как стиль госуправления» — стал популярной темой. На этой волне вполне можно создать свой серфинг и неплохо поплавать — перескакивая с одной модной темы на другую.. Сплошной enjoy

    >Вы же понимаете, что в итоге от любого бизнес-плана остается не больше 10-15%

    Не понимаю — сфера видно другая.. Я уже скучаю по такой случайности — у меня уже не то что на 100%, на 200% прогнозы сбываются — издержки образования и опыта.
    Да — найти системность трудно, согласовать с незаинтересованным чиновником еще труднее — зато душу греет более «долгоиграющий результат». Скажем не разово помог маме/бабушке получить какие-нибудь бумажки-документы, а — проработав архитектуру и пути реализации — помог создать инфраструктуру оказания госуслуг по всей России и регионам. В любое время, погоду и месте.. Видите — мы прекрасно дополняем друг друга :-))

  • Прекрасно понятно что модель Эстонии в наших масштабах и при нашем уровне бюрократии и способах «осваивать» ИТ-бюджеты заработает очень не скоро. Но пытаться заставить эту систему работать безусловно необходимо. Основная сложность, на мой взгляд, это бюрократия. До тех пор пока конкретному служащему в конкретной организации не будет УДОБНЕЕ работать используя эти системы, работать они не начнут. А пока получается что в добавок к существующим бюрократическим бумагам на служащих наваливают задачу по «ручной синхронизации» этих данных с копьютером. Я это видел и на почте и в налоговой,пенсионном и военкоматах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>