Вчера Министерство экономического развития Российской Федерации проводило обучающий семинар по теме «Мониторинг официальных сайтов субъектов Российской Федерации на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации», где я выступила с темой  «Основные требования  населения и бизнеса к информации, размещаемой на официальных сайтах субъектов Российской Федерации».

Перед тем, чтобы что-то сказать перед аудиторией (муниципалитеты, представители областей, регионов), провела опрос и прочитала массу мнений экспертов про то, КАК и ЧТО надо менять или делать на государственных сайтах для удобства граждан и бизнеса.

Естественно, было масса вопросов: а где нам найти специалистов, чтобы все это сделать; а когда выдадут домены зоне .РФ; что лучше: нанимать специалиста в штат или аутсорсинг и т.д. Также вчера произнесли вполне логичную мысль: «если проводят мониторинги сайтов, пусть хотя бы сначала сделают единые рекомендации практического характера, а не общие требования, и пусть сообщают в процессе мониторинга о недоделках, чтобы мы могли их оперативно исправить. А то мониторингов масса, а мы ни результатов, ни то, что сам этот мониторинг идет, не знаем».

Я ответила, что мы с экспертами (Иваном Бегтиным и Екатериной Аксеновой) как раз и собирались выпустить общий гид рекомендаций по результатам нашей работы, опросов бизнеса  населения, сравнений нас и мировых проектов. Причем именно практического характера.

Сейчас я продолжаю получать и собирать вопросы от региональных властей для того, чтобы эти рекомендации как раз содержали ответы на все вопросы.  Савва Шипов (Минэкономразвития) вчера как раз ратовал за активное взаимодействие регионов, их министерства и экспертов. Вполне логично. Тем более, масса вопросов как раз могут были относительно того, что в закон необходимо внести ряд поправок, которые существенно облегчили бы процесс реализации E-Gov на уровне регионов.

Теперь коротко о том, что я пыталась донести вчера:

  1. Масса сайтов хостятся за рубежом (вопрос в защите персональных данных и их трансграничной передаче);
  2. Специалистов в регионах мало (мы будем проводить с регионами обучающие семинары). Логично- это выстроить правильно все процессы администрирования сайта. Вопрос: что делать с модерацией? Отдавать на аутсорсинг? Но есть законодательные вопросы;
  3. Что делать с обращениями-вопросами граждан. Например, есть базовые 20-25 вопросов по региону (и это нам говорят сами представители этих регионов), которые задают постоянно. Так и? Следует сделать хотя бы стандартный FAQ-вопросы-ответы- упрощенную форму, чтобы повторно не делать «копипастинг «сообщений. Вообще в Нидерландах, США была такая система: настольные книги ответов на самые популярные вопросы. Там можно было получить ответ на абсолютно любую интересующую тебя по профильной теме вещь. С учетом семантического поиска, сделать это не такая большая проблема.
  4. Реестр запросов граждан (опять же любимая тема Ивана Бегтина): базовые принципы организации;
  5. Государственные сайты с точки зрения доступности для людей с ограниченными возможностями. Не надо, как Минздрав, создавать два сайта. Вполне достаточно одного, в котором будут соблюдены определенные принципы оформления, сделано голосовое сопровождение сайта (для слабовидящих) и т.д. На эту тему я пообещала записать видео с Катей Аксеновой (как раз они сделали Минздраву сайт) и Артемом Геллером (сайт Kremlin.ru).
  6. Вчера я также объясняла, что часть приложений для сайтов можно создавать с помощью взаимодействия с гражданскими проектами. Приводила мировые кейсы и рассказывала о затратах. Большинство полезных и нужных проектов во всем мире реализовано именно так и за небольшие деньги. Небольшие — это 500-5000 дол. Согласитесь, что сумма не миллионы.
  7. Посоветовала всем делать законодательные карты. Хороший пример- Ульяновская область

Это далеко не все. Соберу все вопросы и сделаю более подробный пост. Пока так: масштабировать работающие проекты на разные регионы надо: какие опять тут базовые принципы, рекомендации и стандарты, а главное, какова финансовая модель сотрудничества (кто выделает бюджеты под это). Со стандартами- это вопрос долгий и государственного уровня, а регионам нужна внятные практические экспертные тезисы:

  • КАК логичнее выстроить тот или иной процесс, причем с примерами,
  • ЧТО будет работать- а что нет,
  • КАКИЕ есть стандартные минусы-проблемы у сайтов,
  • КАК их решать.

Такого пока нет. Поэтому, я полагаю, что мы с Катей и Ваней как раз в нужном направлении идем. Самое главное, что всех интересует: «ЗА что с нас спрашивают, если половину сделать или дорого, или непонятно как и КТО должен этим заниматься, если часто в муниципалитетах, например, нет не только Интернета, но и компьютеров».

Поделиться статьей: