Мы с нашей Ассоциацией «Дети и профессии» активно развиваем тему выбора профессии без границ детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В России насчитывается около 519 тыс детей и молодежи до 18 лет с ОВЗ. 0,4% студентов имеют инвалидность.

Тема эта очень непростая, так как система профориентации таких детей устарела и совершенно не мотивируют ребят на достижение успеха, самореализацию.

Вот основные проблемы, которые можно выделить:

— сложившаяся система профориентации детей с ОВЗ в учебных заведениях не соответствует современным экономическим условиям. В итоге это затрудняет будущее трудоустройство ребят;

— система рассчитана на слишком узкий и устарелый список профессий, как правило, это низкоквалифицированный непрестижный труд, не требующий креативных навыков и самореализации. Отсюда низкая мотивация на успех со стороны детей.

Вот, к примеру, перечень рекомендуемых профессий для детей с ОВЗ с городского портала профессиональной ориентации учащихся Москвы (http://center1.testov.net/…/Perehen’_rekomenduemih_professi…). Какие профессии мы там видим? Брошюровочно-переплетные мастера, операторы по переработке картофеля, облицовщики и т.д. Профессии, безусловно, важные. Но в списке практически не затронут IT-сектор (кодинг, который мы активно развиваем и поддерживаем), креативные профессии, сфера интернета, которая сегодня по оборотам средств ставит рекорды.

— система практически не учитывает психологической работы с детьми, в ходе которой психолог формулирует у ребенка положительное отношение к себе, осознание его индивидуальности и роли в жизни общества, в труде, социально адаптирует его. Ведь самооценка таких детей, как правило, занижена. И это надо менять.

— «погружение» в профессию в ходе профориентации происходит в слишком бытовой манере, которая отбивает у детей желание приобретать данную профессию.

Вот пример профориентации на швею в одной из школ-интернате, где девочки преподавали углубленный курс шитья. По данным анкетирования среди девочек 9–11 классов, учиться швейному делу нравится 60%, а не нравится только – 16%, легко учатся – 33%, испытывают затруднения – 53%, с большими сложностями учатся 6% учениц. Но на вопрос о том, хотели бы они продолжить обучение после окончания школы по профилю «швейное дело», только 13% ответили положительно, 66% выбрали профессию штукатура-маляра, 1 человек захотел стать парикмахером и 1 – бухгалтером.

Таким образом, обучаясь достаточно углубленно швейному делу в старших классах, девчонки столкнулись со всеми отрицательными сторонами этой профессии. В результате многие выбрали наиболее легкий, на их взгляд, путь – после окончания школы учиться на штукатура-маляра, имея недостаточную, порой искаженную информацию об этой профессии, условиях труда, сложности и специфики работы.

Что нужно для совершенствования системы:

— Расширить представления обучающихся о современном рынке профессий и рынке будущего;

— Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;

— Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии. Создать оптимальные условия для достижения каждым ребенком ситуации успеха;

— Внедрить инновационные методы «погружения» в будущую профессию в профориентационную систему учебных заведений (квесты, экскурсии, тесты, тренинги, лекции, игры и т.д.).

При этом профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс все стороны: работодателей, родителей, педагогов, психологов, государство, локальный бизнес, рынок детского допобразования, который сегодня на передовой в теме профориентации и обладает всеми инновационными инструментами образования.

Проблему профориентации и трудоустройства людей с ОВЗ может решать и локальный бизнес в районе. Это очень важно понимать. Многие наши соседские бизнесы устраивают профориентационные мастер-классы для детей, позволяющие погрузиться в профессию. Например, наша Алла Комиссарова обучает юных шоколатье.

У многих молодых людей проблемы с перемещением по городу, поэтому трудоустройство по-соседству – это также выход из положения. А многие локальные бизнесы сейчас ищут хороших и ответственных сотрудников.

Кроме того, креативные ребята с ОВЗ могут стать прекрасными поставщиками продукции для бизнеса по-соседству. Я недавно рассказывала про Виктора Ремпеля, ему 22 года, у него мышечная дистрофия Дюшенна. Виктор — творец авторских бабочек «24.kz». Свой бизнес он начал год назад. Эти бабочки могут продаваться в ближайшем магазине по-соседству или цветочной лавке, к примеру. Нужно лишь Виктору и владельцу магазина познакомиться. Эту проблемы опять же решает наш проект «Бизнес по-соседски». Мы активно знакомим предпринимателей района друг с другом, с клиентами, поставщиками, трудовыми кадрами.

Нельзя забывать и про создание инфраструктуры для мобильного передвижения по городу людей с проблемами здоровья. От этого также зависит то, насколько ребятам будут доступны те или иные профессии. У нас на «Соколе» много мам с детьми с ОВЗ. Эти мамы очень активно вовлекаются в сообщества, которые решают вопросы совершенствования городской среды.

Так что дело не только в устарелой системе, но и в том, насколько активно мы вовлечены в решение поставленной задачи.

‪#‎детиипрофессии‬ ‪#‎детисовз‬ ‪#‎профориентация‬ ‪#‎профессии‬‪#‎трудоустройство‬ ‪#‎бизнеспососедски‬ ‪#‎городскаясреда‬ ‪#‎инвалиды‬‪#‎профессиибезграниц‬

Поделиться статьей: