Суть.  Есть 159 ФЗ  «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Коротко: сегодня в Госдуме на Экспертном Совете  по вопросам предпринимательства, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и институтов развития обсуждалась инициатива Минэка по возможности выкупа недвижимого имущества МУПов и ГУПов, если малое или среднее предприятие эти площади взяло в долгосрочную аренду

Ниже выкладываю ряд предлагаемых поправок. Что вы думаете?

 

[poll id=»8″][poll id=»7″]

[poll id=»9″]

[poll id=»10″]

[poll id=»11″]

[poll id=»12″]

[poll id=»13″]

[poll id=»14″]

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения  недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в статьи 15 и 18 Федерального закона
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  В 2008 вступил в силу Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Федеральным законом № 159-ФЗ впервые предоставлено преимущественное право на выкуп по рыночной стоимости добросовестно арендуемых более двух лет на дату вступления в силу закона помещений.

Федеральный закон № 159-ФЗ показал свою востребованность: свыше 26 тысяч малых и средних компаний стали собственниками арендуемых помещений. Изначально срок действия Федерального закона № 159-ФЗ был ограничен
1 июля 2010 года, однако темп подачи заявлений о приобретении помещений оставался весь период действия закона достаточно высоким, поэтому в 2010 году было принято решение о продлении срока действия Федерального закона № 159-ФЗ. В настоящее время еженедельно в среднем в Росреестр подается до 210 заявлений на выкуп.

Принятие Федерального закона № 159-ФЗ позволило реализовать еще один инструмент имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства – сформировать федеральный, региональные и муниципальные перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, для предоставления в аренду исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства.

По данным мониторинга Минэкономразвития России, такие перечни включают около 80 000 объектов общей площадью свыше 19 млн.кв.м.

При этом субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления получили право выбора между указанными инструментами поддержки: включать объекты государственной и муниципальной собственности в указанные перечни или предоставлять право субъектам малого и среднего предпринимательства на приватизацию. При этом мнение арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства не учитывалось.

Такой подход привел к «перевесу» в формировании перечней имущества
(19 млн.кв.м) по сравнению с площадью выкупленных помещений (2 млн.кв.м).

Общественные объединения предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата Российской Федерации) неоднократно поднимали вопрос о необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации в этой сфере, в связи с чем вопрос был рассмотрен на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 21 апреля 2011 г. (протокол № 1).

По итогам рассмотрения предложений общественных объединений предпринимателей предлагается внести изменения в Федеральный закон
№ 159-ФЗ и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые позволят значительно увеличить число помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, прежде всего за счет сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа.

Реализация указанной цели будет достигнута за счет следующих решений.

  1. Снятие ограничений на максимальный размер площади арендуемых помещений для целей реализации преимущественного права выкупа (предлагается исключить пункт 3 статьи 3 Федерального закона
    № 159-ФЗ) – часть 4 статьи 1 законопроекта.
  2. Предоставление права на преимущественный выкуп помещений, арендуемых не менее двух лет субъектами малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 сентября 2011 года, –
    часть 1 статьи 1 законопроекта.
  3. Законодательное закрепление минимального срока рассрочки –
    3 года. Решение будет касаться девяти субъектов Российской Федерации, однако в двух из них сформированы крупнейшие перечни имущества – города федерального значения Москва и Санкт-Петербург – 30% имущества (часть 7 статьи 1 законопроекта). Одновременно уточняется термин «рассрочка» как равные (ежемесячные или ежеквартальные) платежи. Такие поправки исключат случаи установления авансового платежа по сделкам, зачастую достигающего 30% и снижающего привлекательность сделки для субъектов малого и среднего предпринимательства.
  4. Приостановление срока, определенного для подписания договора купли-продажи помещения, в случае оспаривания субъектом малого и среднего предпринимательства достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, до момента вступления в силу судебного решения – подпункт «а» пункта 6 статьи 1 законопроекта.
  5. Предоставление права для субъектов малого и среднего предпринимательства, добросовестно арендующих помещения более двух лет по состоянию на 1 сентября 2011 года в период
    с 1 октября 2011 года по 1 июня 2012 года, подать в уведомительном порядке заявление о выкупе арендуемых помещений, независимо от включения данных помещений в перечни имущества, а также принадлежности данных помещений государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, – часть 3 статьи 1, статья 3, части 2 и 3 статьи 4 законопроекта.
  6. Предоставление права субъектам малого и среднего предпринимательства, которым ранее было отказано в выкупе арендуемых помещений по причинам действовавшего ограничения площади помещений, включения помещений в перечни, принадлежности помещений государственным или муниципальным предприятиям, на подачу повторного заявления в связи с изменившимися обстоятельствами.

Дополнительно законопроектом предлагается внести ряд поправок в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», направленных на совершенствование имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

  1. Расширить перечень инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет включения объектов инфраструктуры, обеспечивающих содействие инновационным малым компаниям, – часть 1 статьи 2 законопроекта.
  2. Предоставить право Правительству Российской Федерации, органам власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления издавать нормативные правовые акты по вопросам имущественной поддержки предпринимательства.
    В настоящее время такое право установлено лишь в случае формирования перечней государственного  муниципального имущества – пункт «а» части 2 статьи 2 законопроекта.
  3. Предусмотреть включение в перечни государственного  муниципального имущества, предусмотренного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства помещений, арендуемых указанными субъектами у государственных и муниципальных унитарных предприятий, – пункт «б» части 2 статьи 2 законопроекта.
Поделиться статьей: