Едва ли не главная проблема Москвы — дорожные пробки. От нее страдают все — и автомобилисты, и те, кто пользуется общественным транспортом. Решение проблемы — процесс многолетний, и давать невыполнимые обещания о сроках, как это однажды сделал Сергей Собянин (об улучшении транспортной ситуации буквально за месяцы), я не буду. О далеких перспективах сказано много — это и новые магистрали, и развитие общественного транспорта, капиллярной системы улиц, и поощрение владельцев двухколесного и малогабаритного транспорта, и многое другое. Но это все «когда-то». А что сейчас? Какие ближайшие перспективы того, что транспортная ситуация в городе станет хотя бы немного легче?

      В конце прошлой недели я встретилась с руководством столичной ГИБДД. Мы обсуждали способы решения одной из главных причин дорожных заторов — выезд на занятый перекресток. Инспекторы считают, что проблему решит новая система видеофиксации, которая будет штрафовать нарушителей, в том числе и тех, которые просто выезжают за стоп-линию, и которая вот-вот начнет работать в экспериментальном режиме. Я же считаю, что с ее введением мало что изменится, потому что причина нарушений кроется совершенно в другом.

      Для начала необходимо смоделировать ситуацию. Вечерний час-пик, Садовое кольцо. Пробка на внешней стороне, как обычно, растянулась от Таганки до Ленинградки. Все перекрестки заняты автомобилистами, в том числе и на Сухаревской площади. Через площадь со Сретенки машины пытаются выехать из центра, с проспекта Мира — на свободное внутреннее Садовое кольцо. Но никто никуда выехать не может из-за водителей, которые совершенно не думают о том, что они не одни на дороге. В итоге стоит и проспект Мира, и Сретенка, а с ними — прилегающие улицы, с которых идут транспортные потоки. И таких мест в Москве — сотни. Регулирование светофорами совершенно неэффективно, потому что водители их игнорируют, а многие — попросту не понимают (не видят или не хотят видеть), что за перекрестком образовался затор, и надеются проскочить на мигающий зеленый сигнал. Чтобы хоть как-то проехать, многие водители выходят из машин и начинают сами регулировать движение, чтобы освободить себе проезд, либо вклиниваются в поток, из-за чего часто происходят аварии.

    В Нью-Йорке, несмотря на совершенно иную схему движения, проблема пробок также актуальна. Но на каждом перекрестке там стоит дорожный полицейский, который не дает водителям выезжать на занятый перекресток и перегораживать своим авто пешеходный переход. Разрешает движение он лишь в том случае, если есть возможность проехать. В нашей же стране штат сотрудников ГИБДД сокращают до минимума, заменяя их автоматизированными системами (борьба с коррупцией), в то время как мировой опыт показывает, что в подобных ситуациях без живого человека не обойтись. К тому же, культура вождения оставляет желать лучшего…

      Поэтому я предложила создать подразделение ГИБДД с усеченными функциями (возможно, внештатное), не имеющее коррупционной составляющей, состав которого формируется в основном из волонтеров, прошедших обучение на базе ГИБДД. Их задача — предотвращать выезд автомобилистов на занятые перекрестки, пешеходные переходы, и в перспективе, возможно, помогать в оформлении мелких аварий (по европротоколу), которые также являются одной из главных причин пробок, а инспекторов приходится дожидаться по несколько часов. Идея руководству ГИБДД понравилась, но, по их мнению, реализации мешают две вещи: необходимо внести поправки в действующее законодательство, чтобы придать регулировщикам правовой статус и вопрос обеспечения безопасности регулировщиков, потому что есть риск того, что некоторые особо резвые водители будут вести себя достаточно агрессивно по отношению к ним («Я тороплюсь, мне надо!»).

        У меня есть предложение к Департаменту транспорта г. Москвы и ГИБДД — давайте проведем эксперимент на нескольких перекрестках и посмотрим, изменится ли ситуация к лучшему, и как на это будут реагировать водители. И сравним с результатами эксперимента по видеофиксации нарушений, связанных с выездом на занятый перекресток. Причина подобных нарушений — в отсутствии культуры вождения и понимания того, почему этого делать нельзя. Штрафы лишь прибавят количество денег в бюджете, но саму проблему вряд ли решат в краткосрочной перспективе.

Поделиться статьей: